От Светланы Яковлевой:
— Подруга — организатор экскурсий пригласила в поездку в Старую и Новую Ладогу
— Подруга — организатор экскурсий пригласила в поездку в Старую и Новую Ладогу. Всю дорогу экскурсовод рассказывала о славном прошлом этих мест. В Старой Ладоге осмотр достопримечательностей начался у ворот крепости, которая видела еще Вещего Олега. Здесь нашу группу разбили на две и к каждой прикрепили местного экскурсовода. Через десять — пятнадцать минут я поняла, что на улице не около нуля, как предсказывали накануне метеорологи, а все минус десять или даже больше. Носы у экскурсантов покраснели, глаза слезились, но экскурсовод будто этого не замечала. Она заученно декламировала нужный текст — по сути повторяла то, что мы уже слышали в автобусе, снабжая свой рассказ ненужными подробностями и цифрами. Называла зачем-то высоту башен, их месторасположение — юго-запад, северо-восток. Все это тут же вылетало из головы. Переместились во двор крепости, там она говорила еще минут тридцать, но рассказ ее по-прежнему не цеплял, как сейчас принято говорить. Когда наконец она завела группу в башню, где размещается экспозиция находок археологов, я поняла, что окоченела окончательно, и сбежала в теплый сувенирный магазинчик, там и дождалась окончания экскурсии. За мной потянулись и другие.
Благо потом нас водили по теплым помещениям церквей и монастырей.
Перед выездом из Старой Ладоги мы пообедали, разомлели. И, наверное, поэтому еще одна старинная церковь уже в Новой Ладоге особого впечатления не произвела. Под занавес в программе значился местный краеведческий музей. Мы поплелись туда с неохотою, чувствовалась усталость. Экспозиция размещалась в деревянном купеческом доме. Начиналась она экспонатами петровских времен, далее следовал раздел купеческого быта, затем зал, посвященный Великой Отечественной войне, — в общем, заурядный провинциальный музейчик. Забегая вперед, скажу, что экскурсия длилась полтора часа, но я этого не заметила.
Как только появилась улыбчивая круглолицая женщина, представилась по имени-отчеству и начала рассказ, — все как завороженные уставились на нее и, выражаясь высоким стилем, стали внимать каждому слову. Рассказ ее был прост и в то же время чрезвычайно эмоционален, как будто она лично строила с Петром на верфи в Новой Ладоге первые военные корабли, прорывала вручную каналы и ходила с утлыми купеческими суденышками по коварной Ладоге. Перешли в следующую комнату, и тут она как бы превратилась в хозяйку купеческого дома, и все вслед за нею пробовали снять обувь с помощью специального старинного приспособления — большого чугунного жука с двумя усами и качали люльку, в которой лежала замотанная в домотканые пеленки кукла. И так до самого конца экскурсии мы слушали ее не отрываясь. Вышли из музея в приподнятом настроении и решили, что обязательно приедем в Новую Ладогу еще раз.