От Татьяны СВЕТЛОВОЙ:
— Громко отметили очередную годовщину снятия блокады. И пусть скептики утверждают, что торжественные отмечания, сильно активизированные в последние годы, есть не что иное, как часть разнообразных предвыборных кампаний. Даже если и так, напомнить молодежи, что такое страшное время было, не помешает. Вот и в детском садике прошло торжественное мероприятие, приуроченное к памятному дню. Мне, право слово, не постичь, как можно толково объяснить трех-четырехлетним малышам, что такое блокада. Но я и не педагог.
Времена меняются, и меняется сама процедура чествования рядовых блокадников. Вспоминается, как когда-то моя бабушка-блокадница получила к празднику подарок. Дело было еще во времена тотального дефицита. Блокадникам выдавали подарки из гуманитарной помощи. Причем не всем одинаковые, а кому что достанется. В помещении, которое занимал местный филиал Общества блокадников, сгрузили зарубежные посылки. Каждая — в своей коробке. Что в какой лежит — неизвестно. Что даритель положил, то и славно. Бери первую попавшуюся коробку и иди себе домой. Отстояв очередь, бабушка тоже получила коробку.
Дома коробку открыли. В ней лежали: спортивные штаны, пуловер немыслимого рисунка, красно-линялого цвета футболка, носки. И еще упаковка хорошего чая да пластиковая бутылочка — в виде лимона с лимонной же кислотой. Хорошо, что моя бабушка была с чувством юмора, сказала: мол, это наверно, специально — людей посмешить, может, даритель в цирке клоуном работает. Вещички — во вполне еще приличном состоянии нашему семейству никак не подошли — ни по размеру, ни по фасону. Отдали кому-то. Чай выпили, бутылочка в виде лимона еще долго хранилась в буфете — по тем временам она была эксклюзивом. Кто собрал столь странный презент — осталось загадкой, хотя мы вполне искренне хотели написать «спасибо!» дарителю. Но наклейка с обратным адресом была предусмотрительно кем-то оторвана еще до торжественной раздачи.
А одна знакомая, пережившая блокаду и не один десяток лет страдающая диабетом, как-то получила в подарок на 27 января набор — с конфетами и простенькими шоколадно-вафельными тортами. На сахаре, конечно. Не от далекого зарубежного друга. Кажется, от какого-то депутата.