От Тимофея Чернова:
— Что такое, граждане, культурный шок? Вы думаете, это когда вам показывают такое произведение искусства, что у вас дух захватывает и слезы градом? Вот и я раньше так думал. Но вот тут в связи с одним событием подарили мне мобильный телефон. Айфон номер пять. Тот самый, за которым ночами выстраивались очереди по всему миру, чтобы успеть стать первым владельцем чудесной игрушки с золотистым надкусанным яблочком. В этот момент я испытал простой шок — от радости. Кто знает, что это такое, — тот поймет, особенно мой девятилетний племянник меня понял. «Эх, — сказал племянник, — а у меня только четвертый…» Я некоторое время ходил гоголем, потому что у нас на работе такой телефончик был только у одной девушки и больше ни у кого. И мне приходилось у нее постоянно спрашивать, на какие кнопки и с какой целью тыкать. То есть слегка к ним прикасаться.
И тут моя любознательность меня слегка подвела. Мне страсть захотелось узнать, сколько он стоит. Естественно, те, кто мне его подарил, на такие вопросы не ответят — пришлось спрашивать у племянника. Ну и в Интернете смотреть. В общем, как я узнал, стоит он примерно тридцать тысяч рублей, но с рук можно купить и за пятнадцать. Ну, гоголь во мне стал выше ростом и носатее прежнего.
А потом вернулся коллега из Америки. Смотрю — у него такой же смартфон. То есть теперь нас уже трое, счастливых обладателей надкусанного яблока. Черт же меня дернул полезть со своими расспросами — сколько он там-то, на родине своей, стоит? И вот тут, граждане, случился у меня настоящий шок, культурный, хотя лексика отчего-то пришла на ум не очень культурная. А там, говорит коллега, он стоит 199 долларов. Переведите в рубли сами. Гоголь мой немедленно куда-то сгинул, а во мне проснулся лох. Хоть я сам и не платил. Но зато я не раз платил за что-нибудь такое, что в Америке продается в 10, 15 и 20 раз дешевле, чем то же самое у нас. Вдумайтесь в эти цифры. И припомните их зарплаты, а потом сравните со своей.
А тут, как назло, по телевизору показали передачу про всякие красивые итальянские шмотки — сколько мы за них в России переплачиваем. То есть самое малое — в два раза, а чаще — в три, пять, десять. Ну, допустим, мы с вами в московских бутиках одежду не покупаем, дело не в этом. Дело — в системе. Мебель в магазине, где «есть идея», доводилось приобретать — так вот в этой сети по всей Европе, к примеру, шкафчик стоит 160 евро, а у нас тот же самый — 13 тысяч рублей. Вот вам и культурный шок. Оказывается, нам удается всему торговому миру очки втирать, что мы, россияне, самые богатые. Ну не самые же глупые, в конце концов.