От Варвары Холодной:
— Дети стали проситься домой еще часов в восемь — когда мы только закончили собирать яблоки и собрались основательно попить чайку с пирогом. На даче было уже нечего делать. А завтра рабочий день — они смиренно напоминали взрослым, что им еще мыть голову, собирать портфель и неплохо бы утром вовремя встать… Взрослые были хитрее — они понимали, что надо ехать попозже. Пусть все едут в восемь, а мы, как самые умные, поедем в десять, радовались взрослые. Тот, кто хоть раз пытался в воскресенье вечером доехать, скажем, от Тосно до Питера, поймет, о чем я.
Поехали в десять. Новенький GPS-навигатор говорил приятным женским голосом. Предыдущий, с мужским голосом, у нашего водителя украли прямо из машины. Этот нам всем нравился больше. Девушка разговаривала с нами ласково, но настойчиво. Она видела пробку, которую мы могли только воображать. И она знала, как ее объехать. Там, где мы всегда поворачивали направо, она велела поворачивать налево и ехать 20 километров. Мы послушались и сначала веселились в предвкушении приключения. Дорога была темная, извилистая, но, на удивление, хорошая. Мы ехали по ней одни. Иногда по мелькавшим тусклым огонькам мы догадывались, что проезжаем какие-то населенные пункты. Ни одного знака нам не встретилось. Потом девушка велела повернуть и ехать еще 18 километров. Дети уснули. Мы еще шутили, но как-то вяло. Хотелось увидеть какие-нибудь признаки того, что мы под Петербургом в XXI веке. Иногда казалось, что мы попали в параллельный мир. На ум полезли все виденные ужастики — про инопланетное нашествие, заражение и военные опыты. Вообразить, что мы остались одни на Земле, не хотелось, а вот то, что вдруг сейчас заглохнем посреди пустоты и мрака, — вполне реально. Представилось, что услышим вопрос Фрези Грант «не скучно ли на темной дороге?» скорее, чем попадем в обитаемое пространство. А между тем нашу электронную Фрези Грант слегка заело. Мелодично тренькнув, она начала без устали повторять «двигайтесь 29 километров… двадцать восемь километров…» и так далее, будто на нас все-таки воздействовали какие-то волны. Я, кстати, так и не могу понять, как они работают, эти навигаторы. Ну не укладывается в моем гуманитарном сознании, взращенном на Грине и Фолкнере, как эта девушка с нами разговаривает. Как она все видит? А может, она нас слышит?!
Через два часа, миновав город Кировск, село Пухолово (с работающим электричеством!) и что-то помельче, мы выехали-таки на шоссе, обошли остатки пробки и на всех парусах двинулись к городу. Фрези замолчала. И вдруг мы поняли, как нам ее не хватает, как одиноко и скучно на темной дороге без этого, казалось бы, бездушного электронного голоса, который так бережно и профессионально вывел нас на правильный путь.