Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

От Владислава ПАНФИЛОВА:

— Увидел я недавно по телевизору лекции по древнерусской истории питерского ученого Игоря Данилевского.

Советую всем посмотреть — хотя и показывают по детскому вроде бы каналу. Вернее, прежде всего тем, кто не боится оказаться «Иваном, не помнящим родства», и прослыть «клеветником России». Ибо его восприятие родной истории изменится реально, всерьез и навсегда. 

Павел Корин. Александр Невский.

Современные историки (тоже? теперь?) оперируют древними текстами, ссылаются на письменные документы. В них, между прочим, много занимательного. Люди-обыватели, когда читают книгу, видят в ней фигу. Ну или то, что хотят видеть (знать, думать, что знают). Отсюда возникают исторические «парадоксы». Почему, к примеру, во время монголо-татарского (якобы) нашествия с захватчиками толком и не враждовали — так, случались столкновения, и все. Вплоть до XIV века в древних текстах не читается даже намеков на необходимость «священной национальной борьбы». 

Ссылались наши летописцы в оправдание своей пассивности на «Откровения Мефодия Патарского». Там утверждается, что Богородица по просьбе Александра Македонского заточила между гор нечистые народы всякие. И вход залила сункулитом. А сункулит — это такая штука, которую ни огнем не возьмешь, ни мечом — рассыплется лишь божьим соизволением в последние времена. И стала гадать русская интеллигенция: это уже или еще? Нечистые пришли, которым не положено сопротивляться, или же пусть дикие кочевники, зато «свои»? 

Многое ли мы знаем о подобных текстах? Да и готовы ли — не к правде даже, а скорее к каше в голове?

Подумалось: как воспринять такой урок истории. Надо ли знать, что Александр Невский (ставший Невским много позже — чуть ли не в XIV или в XV веке) сражался с рыцарями не Тевтонского ордена, а скромного епископства Герфордского? Что князей-братьев Бориса и Глеба зарезал Ярослав Мудрый? Что Иван Четвертый (Грозный) ввел опричнину ввиду конца времен, которого он сам и ожидал? И что Дмитрий Донской перед Куликовской битвой ни с кем не менялся доспехами… 

Ведь если из истории убрать всю ложь, не обязательно останется одна лишь правда. Может не остаться ничего. Как тогда быть?

↑ Наверх