От Зинаиды Арсеньевой:
— В Эрмитаже в Гербовом зале в пятницу торжественно открывали итальянскую выставку «От Гверчино до Караваджо». Выставка потрясающая, но публика собралась гламурная. Кроме тех, кто по-настоящему любит искусство и жить не может без Караваджо, было много людей, просто радующихся возможности выйти в пятничный вечер в свет, на людей посмотреть и себя показать, прогулять красивое платье, новые туфли. Пожилые дамы наперебой фотографировались рядом с обнаженным Вакхом в лавровом венке, изображенным предельно натуралистично и в натуральную величину. «С годами, знаешь, начинаешь ценить брутальную мужскую красоту!» — поделилась одна красавица, позирующая со своей подругой на фоне бога вина.
Выставка итальянских художников XVII века, а это значит, что многие картины написаны на религиозные сюжеты. И тут начинаешь думать, как неправы противники введения в школьную программу «основ православной культуры». Ведь, не зная мифов, Библии и Нового Завета, невозможно свободно ориентироваться в сюжетах западноевропейского (да и русского) искусства. Мне вот в Академии художеств обо всем этом рассказывали, так теперь для меня все персонажи что древнегреческой мифологии, что Библии — как родные.
Остановилась возле огромного полотна «Мученичество апостола Петра» кисти художника XVII века. Написана картина неизвестным мастером круга Караваджо. Момент распятия святого изображен предельно натуралистично, до дрожи в коленях. Как известно, Петр счел себя недостойным принять смерть на кресте таким же образом, как Христос, и попросил палачей распять его вниз головой. Немощный старик, нагота которого милосердно прикрыта набедренной повязкой, изображен в изломанной, мучительной позе — вниз головой, жилы и вены вздулись от чудовищного напряжения. А руки и ноги прибиты к перекладинам огромными гвоздями.
И тут вижу: у картины застыл маленький мальчик — лет шести, не старше. Смотрит, не отрываясь, потрясенный. Потом кричит: «Мама, мама, его прибили!!! За что?» И чуть не плачет. Нарядная мама, занятая разговорами с подругами, отмахнулась: «Что ты спрашиваешь? Сам прочитай на аннотации!»
А я вдруг вспомнила, что сегодня же (в день открытия выставки, 12 июля ) как раз большой церковный праздник — День святых апостолов Петра и Павла. И подумала, что вот ведь великий апостол, краеугольный камень христианской церкви, дал таким образом ребенку знать о себе.