Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 апреля 2024

От конкурса оперных певцов ждут чуда — рождения новой звезды

Гала-концертом на сцене петербургской Филармонии 24 августа начался IX Международный конкурс молодых певцов Елены Образцовой

Накануне оперная дива встретилась с журналистами в филармоническом фойе, превратив пресс-конференцию в блестящий спектакль. Она много шутила, смеялась, отвечала на вопросы открыто, искренне и, что называется, за словом в карман не лезла.

— Извините за мое опоздание, но я совсем больная. Стреляет в шею. Ой-ой-ой! (стонет). Мне трудно стоять. Если не возражаете, я сяду?

Но тут же улыбнулась и поднялась, прокомментировав:

— Я встаю! Я все же артистка!

«Мы в свое время о карьере не думали»

— Мы много работали в течение всего года, готовя этот конкурс, не жалея времени, потому что он очень важен для молодых талантливых ребятишек, которые приезжают к нам со всего мира, — рассказала певица. — Мы ведь даем им большую путевку в жизнь. Молодой певец может прийти с дипломом нашего конкурса, где стоят подписи мировых звезд оперной сцены, в любой театр мира! И перед ним откроются все двери.

В составе жюри — большие музыканты, известные во всем мире, звезды оперной сцены: Тамара Синявская и Маквала Касрашвили (Россия), Хуан Понс и Мигель Лерин (Испания), Бруно Пратико и Витторио Терранова (Италия), Эва Мартон (Венгрия)…

По словам директора Фонда Елены Образцовой Натальи Игнатенко, от конкурса они ждут чуда — рождения новой звезды.

Кстати, победители конкурса получат вполне осязаемые призы. Гран-при конкурса составляет 12 тысяч евро, первая премия — 10 тысяч евро, вторая — 5, третья премия — 3. Участники, прошедшие в третий тур, но ставшие лауреатами, получат диплом конкурса и 500 евро. Кроме того, предусмотрены еще специальные творческие награды.

Среди творческих спецпризов — выступление в московской «Геликон-опере», сольные концерты в Ротонде Мариинского дворца и в Большом зале Филармонии.

Один из победителей конкурса получит возможность выступить в Японии, в Токио. Причем ему оплатят дорогу, проживание и даже заплатят гонорар за выступление. Елена Образцова уже не первый год преподает в Токийской академии музыки.

Певица рассказала, что сейчас проводит в Токио больше времени, чем в Петербурге или Москве. С местом в Токио напряженно, но правительство Японии подарило примадонне домик в центре города — не очень большой, зато двухэтажный.


IX Международный конкурс молодых певцов Елены Образцовой, собравший 100 участников из 15 стран мира, продлится до 31 августа.

Причем присутствовать в зале в роли зрителя на первом и втором турах (с 15 часов и до закрытия) можно бесплатно.

Билеты на концерт, завершающий конкурс, который состоится 31 августа, стоят от 500 до 3500 рублей.


Елена Образцова заметила, что сегодня молодым певцам легче, они могут свободно ездить по всему миру:

— Мы в свое время о карьере вообще не думали. Мы хотели лишь одного — отдать свою душу публике. А сейчас у молодежи другой менталитет. И нам было сложнее выступать за границей. К Советскому Союзу отношение было не везде доброжелательное, и это отражалось на нас, артистах. Однажды, когда я выступала за границей, мне на сцену что-то кинули. Думаю, если бы бомбу, все бы зрители побежали вон. А тут ничего — сидят, только ноги поджимают. Потом оказалось, несколько десятков мышей в коробке были. Я на них смотрю в ужасе, но не показываю, что мне страшно, говорю только: «О, бьютифул, бьютифул!» А в Володю Спивакова однажды швырнули красной краской. Я его увидела, думала, он в крови. И он мне потом рассказывал, что решил сначала, будто его убили. Но подумал: «Буду играть до конца!» Сейчас, к счастью, такого не случается. Наших певцов везде хорошо принимают. И надо сказать, что таких голосов, как в России, нет больше нигде. Разве что в Корее… Но там не так много, как у нас.

Елена Образцова рассказала о своей мечте создать в России Академию музыки:

— Пока живы еще все мы — те, кто знает, как надо петь, и хотел бы передать свое мастерство молодым. Чем старше становишься, тем сильнее желание отдавать… Я много раз обращалась с просьбой о помощи к правительству. Мне не отказывали, но и не помогали. В конце концов я устала и решила, что больше не буду пытаться пробивать стены. Но если найдутся люди, готовые взяться за этот проект, конечно же, включусь.

И вот, незадолго до конкурса, дело, кажется, сдвинулось с мертвой точки. Директор Фонда Елены Образцовой Наталья Игнатенко поделилась приятной новостью:

— К нам обратилось руководство универмага «Гостиный двор» с предложением создать совместными усилиями Центр музыкальной культуры. У них есть помещение, которое нуждается в реконструкции. Одним им не потянуть.

— Вы слышите, господин Кичеджи? — обратилась к присутствовавшему на пресс-конференции вице-губернатору Петербурга певица.

И тот услышал, заявив:

— Власть обязана помочь!

Отвечая на вопрос одного из журналистов, что она думает о современных постановках оперных спектаклей, примадонна назвала многие из последних нашумевших премьер «идиотскими». По ее мнению, такие постановки разрушают оперу как жанр. И поделилась своим впечатлением о нашумевшей постановке оперы «Руслан и Людмила» в Большом театре:

— Я сидела рядом с директором театра. Когда на сцене стали заниматься любовью на огромной кровати, забегали совершенно голые тетки, я встала и ушла. Я была возмущена! Видела, как со второго акта уходили зрители с маленькими детьми. Многие закрывали деткам руками глаза, чтобы те не видели происходящего. Люди-то пришли с детьми на оперу по сказке Пушкина! А тут такое. Однажды мне предложили за границей спеть Кармен в новой постановке. Когда мне рассказали о трактовке оперы (Хосе в красных трусах и боксерских перчатках, Кармен — проститутка и т. д.), я наотрез отказалась. Думаю, певцы, которые себя уважают, должны отказываться от участия в таких постановках.

Юбилей «Пиковой дамы»

Петербургский художник Туман Жумабаев преподнес Елене Васильевне портрет, на котором он запечатлел ее в образе Графини из оперы «Пиковая дама». Этот портрет можно видеть на выставке картин художника, которая открыта в фойе Большого зала Филармонии в течение всего конкурса.

Как рассказал Туман Жумабаев корреспонденту «ВП», он — давний поклонник Елены Образцовой и написал несколько ее портретов.

Но работать приходилось не с натуры (певица ведь — человек мира, все время в разъездах), а по фотографиям и DVD.

— Мне кажется, что Елена Васильевна — как морская волна, морская стихия, —поделился художник. — Я все время это ощущаю, когда слушаю ее пение — силу, стихию внутри. Я ее немного контрастной вижу. В ней есть и мягкость, и сила. Передать это было для меня важнее, чем добиться внешнего сходства.

В роли Графини художник изобразил оперную диву не случайно. В январе 2015 года исполняется полвека с того момента, когда Образцова впервые спела эту партию в опере Чайковского на сцене Большого театра. Ей было всего 25 лет, а пришлось изображать старуху. Вспоминая о своих первых выступлениях в этой роли, Елена Васильевна рассказала о своем партнере, грузинском оперном певце Зурабе Анджапаридзе, который с 1959 по 1970 год работал в Большом театре:

— Зураб был ужасный хулиган, на репетициях часто повторял: «Как бы я хотел иметь такую бабушку!» (смеется). Он меня многому научил. Говорил: «В театре лучше десять раз поздороваться, чем один раз не заметить!»

↑ Наверх