От коррупции до коммуналки
Диапазон поправок в ГК охватывает все стороны жизни гражданского общества
Сегодня «Вечерний Петербург» заканчивает обзор поправок в Гражданский кодекс РФ, проект которых представлен президентом всеобщему вниманию сограждан.
Коррупция начинается с родства
Проект поправок в ГК заметно шире, чем удается обсудить в рамках данной публикации. В частности, в нем весьма подробно затронуты изменения, касающиеся организации и деятельности юридических лиц, интеллектуальной собственности, патентного права... Мы же останавливаемся на изменениях, которые явно окажут влияние на все стороны жизни российских граждан. В том числе в части противодействия коррупции, процветающей в России в фантастических масштабах. Они, собственно, и введены для того, чтобы эффективнее с этой коррупцией бороться.
Этому посвящены несколько статей об аффилированности. Их цель — ограничить взаимное усиление влияния и в чисто коммерческой сфере, а не только во взаимоотношениях государства и частного бизнеса.
Аффилированность — сравнительно новое и не для всех привычное пока понятие. Оно подразумевает отношения «связанности» между отдельными лицами, которые влекут различные правовые последствия. Наличие аффилированности признается:
— между контролирующим и подконтрольным лицом, лицами под общим контролем;
— между физическим лицом и его супругом, их родителями, детьми, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными, дедушками и бабушками, внуками, племянниками и племянницами, дядями и тетями;
— между юрлицом и лицами из органов его управления (и аффилированных с ними);
— между юрлицом и распорядителем двадцати и более процентов голосов его участников;
— между юрлицами, в которых функции органов управления выполняют одни и те же или аффилированные с ними лица;
— между юрлицами, в которых одно и то же лицо прямо или косвенно распоряжается двадцатью и более процентами общего количества голосов и имеет право контроля одного по отношению к другому;
— между любыми лицами, если они получили фактическую возможность влиять на юрлицо в результате согласованных действий.
Контролирующим считается лицо (в том числе юридическое), которое имеет возможность определять действия юрлица — прямо или косвенно, самостоятельно или совместно со своими связанными (аффилированными) лицами.
Насколько это важно, показывают недавние события. Напомним, пару месяцев назад разгорелся скандал в сфере электроэнергетики, когда «вдруг» выяснилось, что крупнейшие руководители этой отрасли создали множество аффилированных структур (в том числе в офшорах), через которые выводили деньги потребителей. Нам же вешали на уши лапшу про неизбежность и оправданность роста тарифов на электроэнергию. Показательной «порке» подверглись тогда около полутора десятков первых лиц в крупнейших государственных компаниях. Две трети из них предпочли не доказывать отсутствие аффилированности и подали в отставку, надеясь избежать ответственности. Правда, ими все равно теперь занимается Генпрокуратура.
Аналогичный скандал произошел в Ростовской области, где вполне аффилированные друг к другу лица в результате сговора присвоили миллиарды рублей, выплаченные населением за холодное водоснабжение.
После принятия поправок в ГК все участники рынка обязаны будут публично декларировать сведения об аффилированности или отсутствии таковой, что создает хорошие предпосылки для борьбы с коррупцией. Формулировки новых статей ГК приближены к аналогичным положениям в законодательстве стран ЕС.
Рисунок Михаила Ларичева