Газета выходит с октября 1917 года Thursday 28 марта 2024

От мигрантов бегут тараканы

Квартиру петербурженки атакуют толпы насекомых, которых гастарбайтеры развели в съемной квартире

«Помогите избавиться от «резиновой» квартиры! Последние три года живу как на вулкане. Проживаю в доме №22 по улице Ломоносова. В квартире под моей живут мигранты из Азии. Собственник (пока нам так и не удалось выяснить, кто он) поселил в квартиру гастарбайтеров. Это было три года назад. Сначала ее занимали выходцы из Узбекистана. Они вели себя неспокойно. Постоянный шум. Драки. Потом их сменили таджики. Ведут себя тихо. Но развели насекомых. Из вентиляции ко мне в квартиру ползут полчища тараканов, появились клопы. Каждые полгода приглашаю платную дезинфекцию».

В съемных квартирах, где очень скученно живут мигранты, обычно царит антисанитария.

Такое письмо пришло в редакцию «Вечернего Петербурга» от Натальи. Корреспондент «ВП» попытался выяснить, возможно ли заставить собственников жилья не селить в свои квартиры мигрантов.

Первым делом мы посетили квартиру на улице Ломоносова. Наталья пригласила в комнату и сразу повела на кухню, указав на вентиляционное отверстие:

— Вы только посмотрите, что творится! — В жерле дымохода кишмя кишели тараканы, жирные, откормленные. — И это после дезинфекции. Я не знаю, что гастарбайтеры там делают и как живут. Но я уже устала бороться с тараканами. Они сейчас там, в вентиляции, а по вечерам начинают ползти в квартиру. Их можно встретить где угодно: в ванной, в сахарнице, в кровати.

Наталья рассказала, что раньше в той квартире жил мужчина. Он умер, и его жилье досталось его бывшей жене.

— Я сама работала в местном жилкомсервисе. Но так и не смогла выяснить, кто владеет квартирой сейчас. У меня есть телефон агента, которая и сдает квартиру.

Мы позвонили Анне, так, во всяком случае, представляется женщина на том конце провода. Достаточно хамоватая особа заявила, что сдает квартиру по желанию собственника и что у собственника претензий к жильцам нет. На вопрос, кто собственник, она ответить отказалась, но заявила, что это женщина, живет в Псковской области.

Квартиры Натальи и «резиновая» под ней кроме вентиляции соединяются еще черной лестницей. Счетчик Натальи — на черной лестнице, рядом с дверью беспокойных соседей. А поскольку они или собственник сделали перепланировку, перекрыв черный ход дверью, то под предлогом проверки показаний мы получили возможность посмотреть, как живут гастарбайтеры.

Две комнаты, 11 и 9 метров, в каждой по четыре двухъярусные кровати. Таджики как раз обедали. Стол был накрыт прямо на полу, вокруг полулежа расположились мигранты. Поздоровались. Мы прошли на кухню, через которую вышли на черную лестницу. Вот это да! Черный ход превращен в склад. Оборудованы полки. Против всех норм пожарной безопасности лестница от и до забита кутулями и продуктами. Там же складируют мусор и отходы. Теперь понятно, откуда ползут тараканы.

Видно, что и мигрантов такое соседство не до конца устраивает, — комнаты были исчерчены «Машенькой». Вот только тараканов это не особенно беспокоило.

Наталья рассказала, что пыталась заставить их потравить насекомых одновременно. Мигранты не отказываются. Но кроме «Машеньки» ничем не травят. Поскольку иное стоит денег.

В общем, куда только Наталья ни писала — в УФМС, в Роспотребнадзор, в тот же жилкомсервис, где работала, — пока управы на гастарбайтеров не нашлось:

— Сейчас домоуправ нам пообещала что-то сделать. Ждем.

На самом деле решения проблемы «резиновых» квартир ждут тысячи петербуржцев. И если за фиктивную регистрацию мигрантов без их проживания в квартире собственника можно наказать — это уже является уголовным преступлением, то когда гастарбайтеры десятками живут в квартире и когда у них документы в порядке, это считается правом собственника. Бороться с такими очень тяжело.

Подобную кампанию около года назад начал депутат Законодательного собрания Петербурга Андрей Анохин. Он внес в парламент законопроект, которым пытался установить нормы площади для проживания иностранцев — не меньше десяти квадратных метров на одного человека. Но прокуратура указала на то, что этот законопроект противоречит федеральному законодательству: мол, ни один кодекс не вводит подобные нормы. И документ вернули на доработку.

Как объяснили корреспонденту «ВП» в прокуратуре, дело не в том, что таких норм нет, а в том, что жилищные законы имеют нормы, которые для своих граждан устанавливают меньшую площадь. Например, в общежития не могут селить соотечественников на меньшей, чем 6 кв. м, площади. Или ветеран в Петербурге может получить жилье, если он живет на площади меньше 9 кв. м. То есть если бы «норму Анохина» для иностранцев ввели, начались бы вопросы у своих граждан.

Депутат решил пойти другим путем. Как рассказал Андрей Анохин корреспонденту «ВП», сейчас они прорабатывают механизм лишения собственников «резиновых» квартир прав собственности на квартиру через суд.

— Гражданский кодекс РФ предполагает лишение собственности тех, чья собственность нарушает права других собственников. То есть если кто-то сдает квартиру двум десяткам гастарбайтеров, это нарушает права его соседей. И это повод, чтобы обратиться в суд и изъять его квартиру. Практики по этой норме еще не было. Но мы уже имеем ряд примеров, когда угроза обращения в суд заставляла владельца «резиновой» квартиры отказывать мигрантам в найме.

По идее, иски о лишении права собственности будут подавать муниципальные образования по жалобам граждан. Этот законопроект депутат и собирается внести на обсуждение в ЗакС этой осенью.

Но пока он будет принят, пока появится практика, может пройти немало времени. Корреспондент «ВП» выяснял, как же сейчас бороться с «резиновыми» квартирами. Администрации Московского района это удалось. Они смогли выгнать мигрантов, которые заселяли огромный дом на Пулковской улице, 2. Каким образом?

Эта история и комментарии специалистов миграционной службы и городской прокуратуры, которые нарабатывали практику, буквально воюя с недобропорядочными собственниками, зачастую используя предписания на вскрытие дверей в квартиры, — в нашем следующем репортаже.

↑ Наверх