Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

От Мишель Чаплиной: Мой любимый герой из русской классики — Обломов

— Мой любимый герой из русской классики — не северный сноб Онегин  и не демонический Печорин, а милый, милый Илья Ильич Обломов. Человеку не хватало энергии, чтобы отвлечься от созерцания паутины в углу, встать с продавленного дивана, сменить восточный халат на партикулярное платье и выйти из дому — туда, где кипела жизнь. 

Энергии хватало только на то, чтобы сунуть ноги в тапочки, стоявшие так, чтобы можно было не делать лишних движений. Любви хотелось, но так как-то, вяло. Так и не вышло ничего с Ольгой, потому что для того, чтобы завоевать женщину, надо, извините, совершать поступки. Иначе все так и останется в мечтах, которые потом сменятся сожалениями об утраченных возможностях. Можно лежать себе в ненастный зимний вечер на диване, попивать чашечку кофе или рюмочку чего покрепче и думать: «Ну а предпринял бы я усилия, чтобы сделать то или это. А ведь все равно скорей всего ничего б не получилось. Только б зря старался». 

А ведь Обломов пролежал свою жизнь в ту эпоху, когда к услугам лежебок еще не было никаких развлечений. А сейчас! Какое раздолье для обломовых! Тут тебе и дневные ток-шоу, и вечерние реалити, и сериалы, и видеоигры, и Интернет, и телефон…

Есть у меня друг, просто вылитый Обломов. Большую часть его комнаты занимает диван. Повернуться в комнате негде, она крошечная, да ему и не надо. Главное — холодильник помещается. На диване есть все, что нужно для жизни. Стопки книг из библиотеки высятся башнями, закрывая крошечное окно. Тут же ноутбук, а в нем тебе и общение, и коллекция фильмов — где-то около 2000. Рядом кофеварка — на случай, если захочется взбодриться. Холодильник, как я уже говорила. Из дома в принципе можно вообще не выходить, но надо иногда — на работу. Работа, как вы понимаете, непыльная, и там тоже нужно сидеть на диване, наблюдая в монитор за гипотетическими нарушителями. Сутки через трое.

Недавно ушел в отпуск. На целый месяц. Спрашиваю: «Что будешь делать?» — «Отдыхать», — отвечает. Пыталась вытащить его из дома на какое-нибудь культурное мероприятие или в гости. Но как ни позвоню — в ответ косноязычное бормотание: «Я сплю!» (Причем в любое время суток.) Так и проспал весь отпуск. 

И тут я подумала, что нет, все же не тянет мой приятель  на Обломова. Потому что это ж какие усилия нужны, чтобы спать беспробудно целый месяц! Онегину и Печорину вместе с Раскольниковым и Пьером Безуховым такой подвиг точно оказался бы не под силу. 

↑ Наверх