Отчего Петербург не Копенгаген?
Городские маршруты для велосипедистов планировали обустроить к 2010 году, перенесли дату на 2015 год. Эксперты сомневаются в том, что это прекрасное будущее вообще возможно
Полистаем «Вечёрку» последних десяти лет — увидим десятку жгучих для города тем: обездоленность и даже бездомность ветеранов, галопирующие тарифы, вандализм по отношению к историческому наследию, продукты-фальсификаты, чванливые чиновники, изгоняемый из города массовый спорт... И среди «топов» — конечно, перегрузка города автотранспортом. Дороги разбиты машинами-эгоистами, в которых на всю «Ниву» или «порше» одно лицо. Дышать нечем. Однако альтернативе — педальной силе — повсюду красный свет. Медленно переходивший в желтый в последнюю пятилетку. Журналисты «ВП» также приложили руки/ноги к этому процессу, участвуя в велопробегах и обустраивая велопарковки.
Опыт датского королевства
Городская легенда гласит: точку в спорах о том, возможно ли вообще велосипедное движение в условиях нашего сурового климата, поставила предыдущий губернатор города Валентина Матвиенко. В 2006 году она нанесла официальный визит в Данию и привезла из королевства две идеи для Северной столицы. Одна называлась фишмаркеты — оптовые и розничные рынки по продаже рыбы и морепродуктов. Вторая — велодорожки.
«Побывав в Копенгагене, губернатор Матвиенко убедилась, что велосипедное движение возможно»,— рассказывает о путях распространения европейского опыта Илья Гуревич, почетный председатель клуба «ВелоПитер».
Вспыхнувшая идея рыбных рынков очень быстро угасла. По велосипедному благоустройству приняли план на 2008 — 2010 годы. С велодорожками был устроен показательный опыт — в 2008 году начертили выделенную полосу на проспекте Луначарского. Затем в 2009 году торжественно открыли прогулочную 9-километровую велодорожку в Муринском парке. Оба раза губернатор Валентина Матвиенко лично садилась за руль велосипеда, чтобы пропагандировать новшество.
Тот же год был ознаменован открытием 12-километровой велодорожки — на продолжении Софийской улицы до Колпина. В городские правила дорожного строительства внесли пункт об обязательном устройстве велосипедных дорожек на вновь сооружаемых трассах. Но вскоре его отменили как неосуществимый. Итого от первого увлечения Смольного велодвижением остался 21 км новых путей.
Стратегия — до 2025 года
В 2011 году правительством Петербурга была принята «Транспортная стратегия Санкт-Петербурга до 2025 года», где в рамках реализации направления «Доступность транспортной системы» предусмотрено обустройство городских маршрутов для велосипедистов. Был объявлен конкурс на выполнение научно-исследовательской работы «Концепция и программа мероприятий по развитию велосипедного движения в Санкт-Петербурге, в том числе по созданию и обустройству велодорожек». Конкурс выиграл Московский НИИ автомобильного транспорта.
До конца этого года Смольный намерен принять постановление «О развитии велосипедного движения в Санкт-Петербурге». В нем будет конкретный перечень того, что планируется сделать в первый этап — до 2015 года. О намеченном говорили на этой неделе — на заседании экспертной группы совета по вопросам градостроительной деятельности.
Что планируют?
В планах до 2015 года — создание сети велопарковок у станций метро и пригородных железнодорожных станций, прокладка веломаршрутов по городу, строительство рекреационных маршрутов за город. Общая протяженность велодорожек должна дойти до 220 км. Маршруты разделены на три типа: «спальный район — центр», «пригород — станция метро» и «спальный район — спальный район».
Критика этой программы со стороны велосипедистов: она нарисована автомобилистами — привязана к магистралям, на которых даже в теории невозможно вычертить место для двухколесных в общем потоке транспорта.
По мнению Ильи Гуревича, нежизнеспособна и идея с велопарковками у периферийных станций метро: кто в здравом уме будет оставлять своего железного коня на бесплатной неохраняемой парковке? «На парковке у станции метро «Обводный канал» постоянно вижу велосипеды, на «Дыбенко» ни разу не видел», — говорит глава клуба «ВелоПитер».
«Не катит»
Идея с велодорожками в нашем городе — тоже, как говорится, не катит. Заслуженный архитектор России Юрий Груздев, генеральный директор «ЛенНИИпроекта», объясняет, отчего велодорожек нет даже в проектах светлого будущего — новых строящихся кварталов.
— Проектируются новые кварталы в Красносельском, Приморском, Выборгском районах. Кварталы разбиты на участки, в них выверены все расстояния. Площадь земли общего пользования для линейных объектов в них — минимальна. А велодорожки — это что? Это отчуждение земли у собственника, — говорит Юрий Павлович.
И приводит в пример крайне плотную застройку «Балтийской жемчужины», в которой «китайцы не отдадут ни пяди русской земли» — под велодорожки. Проектируется прогрессивный город-спутник Южный, недавно была его презентация — о велодорожках в нем мы тоже ничего пока не слышали. А ведь кроме велодорожек в новых кварталах требуются еще и просторные велопарковки, велобоксы, центры по ремонту и прокату велосипедов...
Но пока в нормативах проектирования нет никаких требований к организации велосипедного движения, идея «Копенгагена-на-Неве» будет оставаться чистой фантазией.
По тротуару — за 2 тыс. руб. штрафа
Самое доступное для велосипедистов — езда по тротуарам. Что двухколесные и проделывают, нарушая правила дорожного движения. За езду по тротуарам предусмотрен штраф в две тысячи рублей.
Город мог бы разрешить эту проблему, потратив немного краски.
— Следует разметить тротуары там, где ими по факту пользуются, — говорит социолог Олег Паченков, представляющий Европейский университет Санкт-Петербурга.
Теория малых дел
«Европейцы» разработали свою концепцию велодвижения в городе. Они предлагают начать с «малых дел» — с локальных маршрутов. По их исследованиям, более половины всех поездок на велосипедах — это поездки людей в своем районе, в радиусе 5 километров от дома. Двухколесные курсируют по делам и для удовольствия. Они сами проложили себе осмысленные и полезные маршруты — которые и требуется зафиксировать и узаконить.
В качестве пилотной зоны предлагается Приморский район, широкие тротуары которого позволяют начертать велодорожки от станции метро «Комендантский проспект» — к парку 300-летия Петербурга, к социальным объектам, крупным магазинам, к станциям Старая Деревня и Удельная.
— Неправильно проектировать велодорожки вдоль скоростных магистралей, — критикует Олег Паченков концепцию, оплаченную городской казной. — Ведь магистрали — это и грязь, и опасность со стороны автомобилей, и загазованность.
Раскрасить тротуары под дорожки вполне по силам и по финансам муниципалам, заверил экспертов градсовета Всеволод Беликов — председатель совета муниципальных образований города. Однако, как сообщил он корреспонденту «ВП», «в законе нет такой строчки, которая позволит нам это сделать».
— У нас трехлетнее планирование. Если сегодня сделаем эскиз — только через три года сможем предусмотреть это в бюджете, — объяснил реальное положение дел и Вячеслав Семененко, советник губернатора по вопросам строительства, руководитель экспертной группы по развитию велодвижения.
В общем, куда ни колеси, а получается сплошное «мы в этом деле, братцы, не Копенгаген».
Метки: Велодвижение Транспорт Про Петербург
Важно: Правила перепоста материалов