Газета выходит с октября 1917 года Saturday 6 июля 2024

Отдайте шарф, возьмите брюки!

В Манеже открылась юбилейная биеннале «Диалоги»

Не знаю, как кому, а мне очень нравится, что в Петербурге вот уже двадцать лет существует своя биеннале. Конечно, со знаменитой Венецианской биеннале петербургским «Диалогам» не сравниться. Но посмотрели бы мы на Венецию, если б тамошним кураторам дали тот же бюджет, в который вынуждена укладываться Лариса Скобкина — бессменный куратор «Диалогов».

 

Веселые парни из Норвегии предлагают махнуться пиджаками и галстуками. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Вступая в аванзал, публика окунается в красно-сине-белый мир — проект швейцарского скульптора Жана Штуца называется «Россия»: арт-объекты из искусственной смолы, рельефные колонны, стальные скульптуры и два маленьких и беспомощных карандашных портрета. Мужской и женский. Если в мужском все-таки можно узнать черты российского премьер-министра, то идентификация женщины дается с трудом. Слушая предположения публики, я развлекалась. Я-то ведь знаю, что эта девушка — Даша Жукова, красавица, подруга Романа Абрамовича, владелица московского центра современного искусства «Гараж», с недавних пор устраивающая выставки и в петербургской Новой Голландии. Если бы не прочитала в каталоге, тоже не узнала бы. Честно говоря, странное восприятие России. Власть, нефть и красавицы со славянскими скулами? И все в бело-сине-красных тонах.

 

Зато сразу понимаешь, что хотели сказать норвежцы своим проектом «Сложная простота», посвященном Казимиру Малевичу и Александру Родченко. Например, смысл объектов Тора Беренсена «Убийство топора» и «Водка и дрожь» прозрачен, как эта самая водка в перевернутой бутылке, которая почему-то не выливается. Топоры — это не воспоминание о популярном российском герое всех времен Раскольникове. Это более масштабный образ — войны, раздоры, ссоры между людьми и странами, вечная борьба за место под солнцем. Один топор — победитель, второй — поверженный и разнесенный в щепки.

 

«А водка-то настоящая!» Арт-объект остроумного норвежца Тора Беренсена «Водка и дрожь». Фото: Натальи ЧАЙКИ

Криминальная драма: «Убийство топора». Тор Беренсен. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Антон Губанков, почтивший биеннале своим присутствием, внимательно посмотрев на топоры, кратко заметил: «Какие молодцы!» — имея в виду художников богатой северной страны, которая, как выяснилось этим летом, далека от благополучия и спокойствия.

 

Современное искусство, традиционно нелюбимое народом, — это зеркало. Мы видим в нем свое отражение, и если оно нам не нравится, то вряд ли в этом виноваты художники.
Многие работы с первого взгляда не цепляют, но стоит присмотреться и... оторопь берет — как точно подметил художник!

Совершенно пронзителен проект Хенри Грана Хермунена «Те, кого нет с нами». Казалось бы — ну что художник такого сделал? Выстроил в ряд 12 оранжевых стульев, мало чем отличающихся от тех, на которых восседают манежные служительницы, а на стульях разместил бледные карандашные портреты ушедших. Лица едва видны, они словно тают, стираются, уходят не только из земной жизни, но и — медленно и верно — из памяти. Еще немного, и не останется и следа...

 

Посетители охотно примеряли вещи из «Иностранного обмена». А вот отдавать свои не спешили. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Но не все в нашей жизни грустно! Поднявшись на второй этаж Манежа, где сквозь стеклянную крышу светит солнце, попадаешь в объятия веселых парней и красивой женщины из норвежского творческого объединения «QWERTY». Они препровождают тебя под белы руки к кронштейнам с развешанными пиджаками, брюками, футболками, теплыми (осень-то не за горами!) шарфиками, яркими галстуками. По-научному, весь этот забавный секонд-хенд называется интерактивной инсталляцией «Иностранный обмен». Смысл ее таков: вы можете выбрать себе какую-нибудь вещицу, примерить ее и забрать, но оставить взамен что-нибудь из своей одежды. «Зачем вам наши вещи?» — поинтересовалась я у веселых парней. «Чтобы лучше вас узнать! — был ответ. — Одежда — она ведь несет информацию о том, кто ее носит. Потом мы поедем в другие страны, и там, быть может, кто-то выберет ваши вещи, а с ними получит частичку вас самих, вашей души!» Звучит красиво, но, посмотрев внимательно предлагаемые вещи, я пришла к выводу, что моя собственная одежда — гораздо круче, моднее и дороже, и менять шило на мыло отказалась. Впрочем, выставка будет открыта до 4 сентября, и, если вы соберетесь, наденьте то, что не жалко. И поддержите симпатичных художников.

 

Зинаида Арсеньева
↑ Наверх