Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 20 ноября 2024

Отключения и возмещения

Лишать нас коммунальных услуг становится проще, получать возмещение — сложнее

Данной публикацией мы завершаем серию материалов, посвященных новым Правилам предоставления коммунальных услуг, которые вступают в силу в ближайшее время (постановление правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354). В целом правила стали много сложнее, чем раньше, детальнее, они могут помочь приструнить коммунальщиков и добиться значительного сокращения платежей — но только в том случае, если мы дадим себе труд их прочитать, запомнить и научиться пользоваться. Как это сделать — мы рассказали в предыдущих публикациях. Ну а последняя в этой серии посвящена нашим мучениям в случае отключений воды, света, тепла — и тому, кто и как за это должен платить.

Если параметры напряжения и частоты электросети в квартире не отвечают нормативам, жильцы вправе требовать с коммунальщиков возмещения. Фото: Натальи ЧАЙКИ


Отключили – распишитесь в журнале
Правилам приостановления или ограничения коммунальных услуг посвящена глава 11-я нового документа. Такие действия должны подчиняться строгим правилам. Без предварительного уведомления ваша управляющая организация вправе лишать вас коммунальных услуг только в следующих случаях:

  • с момента возникновения или угрозы, или аварийной ситуации в централизованных сетях;
  • при стихийных бедствиях и ЧП — с момента возникновения необходимости;
  • с момента выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к инженерным системам дома или города;
  • с момента выявления в квартире любой техники, мощность которой превышает максимально допустимые нагрузки внутридомовых инженерных систем, — правда, только в том случае, если данные о предельной мощности были доведены до сведения нарушителя;
  • с момента получения предписания органов контроля и надзора, в том числе при неудовлетворительном состоянии внутридомовых (!) инженерных систем или внутриквартирного оборудования, чреватых возможностью аварии или угрозой безопасности.

При аварии, ЧП или стихийном бедствии жилкомсервис или иная УК обязаны зарегистрировать в журнале учета дату, время начала — окончания и причины отключения или ограничения поставки воды, тепла или электроэнергии. После этого коммунальщикам даются сутки для информирования жителей о причинах и сроках ограничений. В дальнейшем коммунальщики обязаны самостоятельно пересчитать плату за недоданные услуги.

Могут поставить пломбу
Если жильцы имеют долги по квартплате, при временном отключении соответствующей услуги коммунальщики обязаны поставить пломбы на все механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, которым пользуется должник. Причем как в квартире, так и за ее пределами.

Обязаны предупредить
Неожиданности исключены при, так сказать, запланированных отключениях. Причины для них может быть только две: неполная оплата полученных ресурсов и планово-профилактический ремонт. В первом случае письменное предупреждение вам должны передать под расписку или прислать заказным письмом за 30 календарных дней до отключения, во втором — уведомить за 10 рабочих дней и не менее.

В новых правилах дается детальное разъяснение самого понятия неполной оплаты. Таковой считается трехмесячная задолженность по оплате любой (одной) коммунальной услуги. Но не в любом размере.

Считать долг вам обязаны по нормативу потребления независимо от того, есть у вас в квартире счетчики или нет, да еще и по каждой коммунальной услуге отдельно. Если вы ранее вносили деньги по платежке частично, расчет сумм, приходящихся на каждый коммунальный ресурс, сделают пропорционально размеру каждой цифры платежного документа. Это важно помнить, особенно при отъезде на длительный срок.

Если же у вас накопился долг, а денег на немедленную оплату нет, стоит позаботиться о заключении с вашей управляющей организацией соглашения о погашении задолженности за какой-то более длительный и удобный для вас срок. Если такое соглашение имеется, отключать вас не будут.

Порядок отключений
Итак, уведомление получено, за 30 дней деньги внести не удалось. Что будет дальше? А дальше вступает в силу следующий порядок:

  • за трое суток до будущего отключения вас под расписку должны известить о будущем ограничении предоставления коммунальной услуги;
  • через 30 дней после первого уведомления — при непогашении долга и отсутствии договора о рассрочке платежей — исполнитель услуги вводит ограничения на ее предоставление сроком на 30 дней;
  • за трое суток до окончания режима ограничений потребитель должен быть уведомлен под расписку о возможном полном отключении услуги. (Если по техническим причинам ограничение было невозможно, услуга отключается совсем сразу же после истечения первого 30-дневного срока.)

Возобновить водо-, газо- и электроснабжение, а также работу канализации вам обязаны в течение двух суток со дня устранения причин отключений. К ним относится в том числе и заключение договора с УК о реструктуризации долга.

Запрещено
Правилами запрещается отключать и ограничивать предоставление всего двух видов услуг — по отоплению и по холодному водоснабжению. Правда, последнее — только в многоквартирных домах.

Ограничения по отключениям наложены на коммунальщиков и в том случае, если наказание должника может привести к нарушению прав на получение коммунальных услуг его соседями. Кроме того, указано, что приостановка услуг не должна вести к повреждению общедомового имущества и нарушению критериев пригодности помещения для постоянного проживания.

Недопоставленное вернут, правда не деньгами
Санкции односторонними быть не могут. В связи с этим в правилах предусмотрены случаи, когда коммунальщики должны возмещать нам деньги за услуги плохого качества или предоставляемые с определенными перерывами. Критерии качества каждой услуги содержатся в приложении № 1 к новым правилам. Общим же правилам возврата средств посвящена 9-я глава правил.

Принцип здесь прост: сколько ресурсов не получили — столько средств необходимо вам возместить. Денежная форма возврата не предусмотрена. Перерасход средств вам зачтут при составлении следующих платежек. Правда, возможность возврата связана с отсутствием общедомовых и индивидуальных счетчиков. Если есть оба вида — возврат не положен, если один — вполне можно рассчитывать.

При этом мы вправе требовать с коммунальщиков возмещения — помимо переплаты — еще и неустоек, штрафов и пеней в следующих случаях:

  • если исполнитель заключил договор об услугах и не начал их предоставлять;
  • если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредоставлении;
  • если суммарное время перерывов и перебоев превышает допустимые пределы — для каждой услуги свои (они описаны в приложении № 1 к правилам);
  • если давление холодной или горячей воды в точке разбора и газа в квартире не соответствует требованиям;
  • если параметры напряжения и частоты в электросети квартиры не отвечают нормативам;
  • если температура воздуха в квартире (в том числе в какой-то комнате) ниже 18 градусов (для угловых — 20) или давление во внутридомовой системе отопления меньше норматива.

Кстати, в последнем случае в эту сумму можно будет включать затраты на установку уплотняющих прокладок в притворах оконных и дверных проемов, замену разбитых стекол и утепление входных дверей в парадных — если их несли сами граждане.

Все возмутительные факты аккуратно заносим в акты
Расчет возмещения относительно прост, если услуги не было вообще: скажем, отключали воду или газ. А вот если все было, но с перебоями? Например, тепло в дом поступало, а в квартире было холодно? Для этого предусмотрен специальный порядок, главная цель которого — зафиксировать факт перебоев и их продолжительность. Причем это для жителей самое сложное, так как коммунальщики делают все возможное, чтобы лишить горожан надежды на какое-то возмещение в ущерб себе.

Итак, главное — срочная фиксация начала перебоев. Для этого нужно немедленно позвонить в два адреса — в аварийно-диспетчерскую службу своей управляющей организации (телефоны должны быть указаны на информационных стендах в каждой парадной) и в общегородскую аварийную службу 004. Вы обязаны указать свою фамилию, имя, отчество, точный адрес помещения, где выявлена авария или перебои, и вид коммунальной услуги, от недостатка которой вы страдаете.

В обеих службах вам обязаны сообщить:

  • имя, отчество, фамилию диспетчера;
  • номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя;
  • время регистрации сообщения.

Сразу после принятия сообщения диспетчер обязан найти специалиста, ответственного за данный конкретный адрес и услугу, и сообщить ему о проблеме, сделав отметку в своем журнале. Это касается всех форм управления домами — УК, ТСЖ, ЖСК...

Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы неизвестны причины перебоев, он обязан согласовать с вами дату и время проверки факта нарушения качества коммунальной услуги и уведомить об этом ресурсоснабжающую организацию. Проверку будут делать как в квартире, так и на границе разделения ответственности между поставщиками ресурсов — скажем, тепловиками — и исполнителями услуги в лице представителей жилкомсервиса. Время проверки назначается не позднее двух часов с момента фиксации звонка — если с потребителем не согласовано иное время.

После проверки должен быть составлен акт, подписанные экземпляры которого должны быть розданы всем участникам. Если кто-то подписать отказался, придется привлечь для фиксации этого факта еще двух незаинтересованных лиц.

Если факт нарушения имел место, в акте нужно указывать дату и время проверки, выявленные нарушения параметров, использованные в ходе проверки методы и инструменты, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.

Спор разрешит экспертиза. За счет ЖКС
При споре о факте и масштабах нарушения качества коммунальной услуги участники проверки должны договориться о дальнейшем порядке действий — и тоже зафиксировать это в акте. Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать экспертизу качества коммунальной услуги. Если для этого нужны образцы, представитель УК (жилкомсервиса) обязан организовать их отбор. В этом случае в акте проверки должно быть указано:

  • кем инициировано проведение экспертизы;
  • кем, в каких условиях и в какую емкость произведен отбор образца;
  • параметры качества отобранного образца (если их возможно определить);
  • в какие сроки, куда и каким участником проверки отобранный образец должен быть передан для экспертизы;
  • порядок уведомления заинтересованных участников проверки о результатах экспертизы.

Ваш жилкомсервис обязан получить и приобщить к акту проверки экспертное заключение, содержащее результаты экспертизы. После этого ему дается три дня на передачу копий экспертизы всем заинтересованным участникам проверки.

Если экспертиза возможна в месте ее предоставления, участники проверки обязаны указать в акте дату и время повторной проверки, кем инициировано проведение экспертизы, каким участником проверки будет приглашен эксперт и из какой организации.

Первоначальные расходы на экспертизу обязана оплатить ваша управляющая организация — даже в том случае, если инициатива исходила не от нее. Но если эксперты не выявили нарушений, потом оплатить эти расходы должен инициатор.

Правилами предусмотрены также случаи, когда спор о качестве услуги есть, а инициативу с экспертизой никто не проявляет. Тогда придется договариваться о повторной проверке и приглашать на нее представителей жилищной инспекции РФ и общественного объединения потребителей, причем все это тоже фиксируется в акте.

Момент истины
Датой и временем, с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются:
1. Дата и время обнаружения факта нарушения самим исполнителем услуги (УК, жилкомсервис), указанные в журнале учета таких фактов;
2. Дата и время звонка граждан диспетчерам, зафиксированные в журнале регистрации сообщений потребителей;
3. Дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы общедомовым или индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей. Но лишь в том случае, если они способны сохранять зафиксированные сведения.

Соответственно, окончанием нарушения считаются дата и время наведения порядка, зафиксированные всеми или любым из вышеназванных способов. Фиксация возобновления услуги должна быть сделана в специальном акте о результатах проверки по итогам устранения нарушений. К акту может быть приложена дополнительная экспертиза.

Управляющая организация заплатит за нанесенный вред
Кто будет платить, если жители понесли ущерб из-за плохого качества коммунальных услуг? Ответ однозначен: только исполнители услуги. А именно УК, ТСЖ, ЖСК, жилкомсервис. Они могут быть освобождены от ответственности, только если докажут, что имели место вина самого потребителя или обстоятельства непреодолимой силы. Однако учтите: к последним не относятся нарушения обязательств со стороны контрагентов исполнителя или отсутствие у него денег.

Для фиксации вреда исполнитель и потребитель составляют и подписывают акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. В акте придется дать описание ущерба и обстоятельств его причинения. Акт в двух экземплярах должен быть составлен исполнителем и подписан им не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. Если потребителя на месте нет, акт может быть подписан двумя незаинтересованными лицами и исполнителем. (Сейчас коммунальщики порой  тянут с актами месяцами.)

Напомним, исполнитель коммунальных услуг — УК, ТСЖ, жилкомсервис — несет ответственность в том числе за вред от использования материалов, оборудования, инструментов и иных средств предоставления коммунальных услуг.

Вред из-за нарушения качества предоставления коммунальных услуг или отсутствия полной и достоверной информации о них должен быть возмещен управляющей организацией в полном объеме, причем независимо от вины исполнителя. Если его вины нет, он может потом истребовать деньги с действительно виноватого. Право требовать возмещения вреда признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет.

Вред подлежит возмещению в течение 10 лет со дня предоставления коммунальной услуги. Но стоит учесть: по истечении трех лет со дня возникновения права на возмещение требования удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года до предъявления иска. Например, вред причинялся пять лет, и только сейчас вы требуете возмещения. Вы получите право на него только за предыдущие три года.

Ведущая рубрики — Марина ГЛЕБОВА
↑ Наверх