Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Открытие Александринки-2: «Достоевский объединит всех нас!»

В Петербурге открылась Новая сцена Александринского театра. Точней, театрально-культурный мультикомплекс, включающий учебный центр, медиацентр, несколько сценических площадок, главная из которых, на 300 мест, представляет собой чудо-зал-трансформер, каких в Европе еще не видели

 

Открытие было необычным, продолжалось в течение всего дня — двухчасовые «сеансы» сменяли друг друга, минимум торжественных речей и максимум действия. Главный виновник торжества (позади десять лет сражений отнюдь не с ветряными мельницами!) худрук Александринского театра Валерий Фокин вместе с художественным руководителем форума-открытия Александринки-2 Андреем Могучим произнесли буквально несколько фраз и пригласили гостей на экскурсии.


Каждый зритель становился участником экскурсии, что вели педагоги Театральной академии во главе с ректором Александром Чепуровым. Перемещаясь из зала в зал, экскурсанты не только слушали рассказы театральных знатоков, но и наблюдали комплекс в действии: всюду уже шли спектакли, просмотры, кипела работа, и гостей просили ходить «на цыпочках», чтобы не мешать процессу.

Участники процесса были увлечены созданием спектаклей под названиями «Справедливость», «Милосердие», «Наказание», «Выбор», так или иначе связанных с произведениями Достоевского. А вся Александринка-2 в день открытия была «переименована» в ТЦ «Достоевский». Правда, нигде не расшифровывалось, что же такое в данной ситуации — ТЦ. То ли театральный, то ли торговый центр? Второе предположение не настолько нелепо, так как в аннотации к открытию можно прочитать, что если «центром средневекового города был собор, то центр современного мегаполиса — супермаркет, и ТЦ «Достоевский» объединит нас!»

«Пустая форма», «содержательность», «провокация», «сонный академизм», «эпатаж», «петербургская культура», новая искренность — это ложь! — утверждают создатели ТЦ «Достоевский». — Постмодернизм уже стал реализмом , пустота — смыслом. Черное — белым, белое — черным. Границы размыты, критериев нет».

Но нет у Фокина, Могучего и компании и растерянности перед новейшими технологиями, которые способны помочь всем нам, особенно молодому поколению, наполнить свежим ветром классику, традиции. Поэтому и возникла фигура Достоевского — всегда современная, горячая, спорная.

Центральным событием презентации Александринки-2 стал сорокаминутный спектакль «Выбор» Инженерного театра АХЕ, родившийся из одной строки Достоевского: «Самая лучшая минута, лучше и нельзя выбрать», которая возникает в голове Свидригайлова перед его столь неожиданным самоубийством. Какова цена одной минуты, что мешает нам быть счастливыми и свободными, дарить другим добро, не мешать самому себе? 17 актеров театра образовали ансамбль, но у каждого была и своя минута, когда он оставался наедине со зрителями и рассказывал о себе. Но это совсем не минута славы, а минута исповеди. На киноэкране-заднике во время каждого монолога возникает видеокартинка с тем же актером, но это не прямая трансляция, а сложный, живой монтаж, в результате которого возникает второй план. Действие развивается стремительно и непредсказуемо, но чудо-техника поспевает за мыслью Достоевского и театральных экспериментаторов, выдавая причудливые варианты. Пол то проваливается, то поднимается, сцена живет, словно в момент землетрясения. В финале и вовсе разверзлась стена напротив зрителей, и обнажились реальные окна в соседний петербургский двор, залитый солнцем. После окончания спектакля публика молчала секунд 30 — 40 и только потом спохватилась — стала аплодировать, дарить цветы. А Федор Михайлович лишь улыбался с экранов айпадов и мониторов — если он все это видел, то, нет сомнений, был доволен…

Валерий Фокин, народный артист России, художественный руководитель Александринского театра:
— Для нас было самым главным — открыть новый театр, пусть даже ряд моментов показав на открытии в тестовом режиме. Пока мы только нащупываем возможности нового комплекса. Мы работаем вместе с учеными, с наукой, разрабатывается целый ряд образовательных программ. Мы идем по совершенно неизученному полю в плане интернет-пространства, интерактива. Здесь мы покажем очень много — этим увлечены не только молодые, но и все креативные люди театра.

Хочу подчеркнуть, что в Петербурге создан именно театрально-культурный комплекс, который будет работать по разным направлениям. Это не вторая площадка Александринского театра — было бы странно, если бы мы там повторялись, делали репертуар, похожий на происходящее на основной сцене. Там будет своя история, свой репертуар, возможно, более гибкий, «короткий», пока никто ничего не знает. Возможно, мы откроем молодежную студию, еще что-то. Ясно, что будет целый ряд направлений — от образовательных до дебютных, до экспериментальных, до проб совершенно неизвестных людей, причем не только из Петербурга и других театральных столиц. Для этого есть все возможности, есть студии, есть безграничные просторы Интернета. Главное, что мы открылись, доказали себе и всем, что идея театрального мультикомплекса, центра — дельная, креативная, жизнеспособная, а теперь, чуть передохнув, будем готовить художественную программу центра, которую представим 30 августа, на традиционном сборе труппы Александринского театра.

 

↑ Наверх