Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Откуда приходит вода в фонтаны

В Петергофе открылся Музей фонтанного дела. Там побывала корреспондент «ВП» Галина Артеменко

Музей открылся в Восточной галерее Большого Петергофского дворца — небольшой, но информацией насыщенный: здесь и традиционные экспонаты, и то, что принято называть инновационными технологиями, — интерактивное видео, мультимедийные зоны.

Строго говоря, Музей фонтанных дел в музее-заповеднике существовал. Но находился в одном из зданий Делового двора, где и поныне находятся ремонтные мастерские ГМЗ «Петергоф». Деловой двор располагается в стороне от Верхнего сада и Нижнего парка, туда попасть можно было лишь по предварительной записи — рабочая зона, для массовых экскурсий не предназначенная. Теперь удовлетворить любопытство легче.

Фигурка мопса с фонтана «Фаворитный». XVIII век.

Уникальность петергофских фонтанов — в их самотечности. Петр нашел в 1720 году у деревень Забродье, Хабино и Глядино, что у Ропшинских высот, подземные ключи. Прекрасно знакомый с законами гидравлики, государь понял, что отсюда можно устроить самотечный водовод, это позволит перепад высоты. Тогда же государь дал приказ остановить начатые было работы в Стрельне, где первоначально хотел создать прибрежную резиденцию, не уступающую версальской. Судьба Стрельны и Петергофа была решена тогда, в августе 1720 года. Но только через год, 8 августа 1721 года, Петр I собственноручно заступом открыл течение воды в водовод на Ропшинских высотах. Вода дошла до Петергофа на следующее утро, к 6 часам, тогда же были пущены фонтаны. А в течение года на строительстве водовода ежедневно трудились до двух тысяч солдат Нарвского, Выборгского, Рижского, Псковского полков и петербургского гарнизона.

Все перипетии создания водовода можно увидеть в музее — старинные документы, планы, рисунки размещены на панелях в электронном виде. Есть и  экспонаты старинные, найденные при ремонтах и реконструкциях сложной водоподводящей системы. Это фрагмент деревянной трубы, по таким трубам вода текла к фонтанам со времен Петра до царствования Елизаветы Петровны — когда пришедшие в негодность деревянные  трубы заменили на чугунные. Кстати, о чугуне. Часть труб — на территории Верхнего и Нижнего садов — еще при Петре были чугунными, изготовлявшимися в Олонце, на Демидовских заводах. Трубы были с фланцами — квадратными закраинами, имевшими в углах «уши» с отверстиями для железных винтов, что скрепляли трубы. Когда производили свинчивание, то между фланцев прокладывали свинцовый круг, обложенный с двух сторон кожаными кругами. А трубы, что непосредственно шли к фонтанам, также делались из свинца, из него же изготовлялись и фонтанные насадки — форсунки. Какова насадка — таковой будет и струя фонтана, в изготовлении форсунки было особое искусство. В Музее фонтанного дела теперь хранятся эти старинные предметы — фонтанные насадки, которые потом стали делать из бронзы, ковш для разлива свинца и такой длинный сосуд со смешным названием «чумичка» — в ней свинец плавили.

Это и есть чумичка для плавления свинца

Вот медный жетон — такие знаки носили на груди петергофские фонтанщики с 1880 по 1917 год. Формировать команду фонтанных мастеров начал еще Петр своим указом от 26 августа 1721 года: «Для обучения фонтанного дела у мастеров итальянцев из государственной военной коллегии выбрать из рекрутов молодых и добрых людей 9 человек и быть им в Петергофе у кашкад и фонтанов безотлучно». Через год из Москвы прислали еще 20 человек, в учениках были мальчишки 9 — 10 лет, щупленькие — чтобы могли в случае поломки пролезть в фонтанную трубу. Мастер же должен был уметь производить расчет напора воды, изготавливать насадки для выходных отверстий фонтанных труб, отвечал за строительство мельниц, шлюзов, плотин. Ныне команда фонтанщиков — 22 человека, они обслуживают только фонтаны музея-заповедника... Кстати, после посещения нового музея не забудьте заглянуть в еще одно музейное пространство — в Большой грот под Большим каскадом. Там тоже много интересного можно узнать о том, как работают петергофские фонтаны. Водовод, тяжело пострадавший в годы Великой Отечественной войны, был восстановлен. Воссоздали гордость Большого каскада — скульптурную группу «Самсон, раздирающий пасть льва», по-прежнему сияют золотом скульптуры. Полное убранство фонтанной системы Нижнего парка было воссоздано лишь в 2000 году, когда был открыт Львиный каскад. Нынешняя водоподводящая система петергофских фонтанов — это 25 километров пути воды, 16 прудов, 9 каналов, 12 ручьев и рек, 26 шлюзов и водопропускных сооружений. Общая протяженность всех труб, что несут воду фонтанам, — 30 километров. И среди этих труб 70% созданы в XIX столетии, а 20% — в XVIII. Лишь 10% труб — прошлого века.

Деревянная труба

Вокруг водовода — другие люди и другая жизнь. Построена кольцевая автомобильная дорога — в опасной близости с уникальной водоподводящей системой, в Луговом парке в проточных прудах граждане моют машины, кругом мусор. А у водовода, пролегающего по территории двух субъектов Федерации — Ленинградской области и Петербурга, единого и рачительного хозяина нет. Музей-заповедник готов взять его под свое крыло. Но для этого, как не раз уже говорила генеральный директор ГМЗ Елена Кальницкая, нужна программа спасения, аналогичная правительственной программе по озеру Байкал. 

Но есть хорошие новости — буквально сегодня станет известен победитель конкурса, который объявлен Министерством культуры России, на  проведение историко-культурной экспертизы и обследования объектов водовода. После этого можно будет понять, что делать с уникальным гидротехническим наследием дальше. Музей фонтанного дела стал 29-м по счету музеем ГМЗ «Петергоф». В следующем сезоне их будет 30: начинаются работы в старинном здании на Дворцовой площади Петергофа, где располагался Музей велосипедов. Планируется, что после реконструкции это будет музей царских забав.

↑ Наверх