Газета выходит с октября 1917 года Monday 6 мая 2024

«Отличным учителем можно быть в любом возрасте»

Лучший молодой учитель России — петербуржец Алексей Турчин провел показательный урок специально для «W»

Лучший молодой учитель России — петербуржец Алексей Турчин провел показательный урок специально для «W»

В 11 часов 50 минут я бежал в школу на урок алгебры к Алексею Павловичу. И главное, я опаздывал. Некоторые привычки трудно изжить. Я дернул ручку двери с красивыми витражными стеклами. В светлом классе сидели ухоженные дети. Больше было девочек. Я пристроился на задней парте.

Мне с первого класса нравилось, когда к нам приходили «молодые учителя». Они были веселые и еще не замученные нами, детьми.

Сам Алексей окончил университет имени Герцена. Теперь работает в гимназии. Трудится уже пару лет, но бодрость и свежесть не растерял. Он стоит перед доской в джемпере и модных очках и держится как-то дружелюбно, а не как перед стаей молодых волчат. Объясняет материал, помогает решать задания, настойчиво добивается проблесков понимания в юных головах.

В этом году 24-летний Турчин стал лучшим молодым учителем России — получил всероссийскую премию «Педагогический дебют». Работает он в гимназии № 24 имени Крылова, что находится на Среднем проспекте Васильевского острова. Преподает математику. 

Я тем временем смотрю, как Алексей Турчин показывает на интерактивной доске графики. В мое время таких технологий не было, а были крошащийся противный мел и зеленые грязные доски. Завидую нынешним деткам. 

раздается звонок. Ученики начинают собираться. Я отзываю пару девочек в сторону и тихо спрашиваю: как вообще он вам, Алексей-то Павлович? В него влюблен кто-нибудь? Девочки смущаются, но, улыбаясь, кивают утвердительно. Я прекращаю их донимать нескромными расспросами и завожу беседу с молодым учителем. К тому же к нам присоединяется и директор гимназии Ольга Цыбизова.

— Как думаете, Алексей, что должно в будущем, возможно отдаленном, поменяться в российских школах? Или у нас и так все хорошо? 

— В далеком будущем основу составлять будет не отдельный фундаментальный предмет «математика», а, скажем, «психологическая алгебра и анализ», «расчеты смысла», «логика порядка и хаоса» — такие вот метапредметы. 

— Мне даже трудно представить, что это такое.

— Например, на конкурсе «Педагогический дебют» одно из заданий было таким. Предложить проект «Моя инициатива в образовании». Я предложил создание трехмерной лаборатории для школьников. 

— А вы чувствуете, как школа меняется по сравнению с тем временем, когда вы сами учились?

— Это было не так уж и давно. Но да, сейчас сильно все изменилось. у нас вовсю действует электронный дневник. Он работает на сайте гимназии. Родитель вводит логин и пароль, заходит и видит оценки ребенка. Там же можно переписываться с учителем, с директором. 

— То есть сейчас уже никакую двойку или замечание от родителей не скроешь, как в наше время. Ужас какой...

— Да, бумажный дневник по сути фикция, записная книжка. 

— Сами дети тоже, наверное, другие в век новых технологий? 

— Конечно. Они стали более практичными, целеустремленными. Но беда в том, что они читают гораздо меньше. 

— Скажите, молодому педагогу трудно справиться с детьми? Они же видят, что человек не сильно-то старше их самих... 

— От возраста учителя ничего не зависит. Есть и пожилые педагоги, у которых дети ведут себя как хотят. Важно себя ставить правильно, быть другом, но не заводить любимчиков. 

— Ну трудные-то дети попадаются? 

— Конечно, бывают. Но это, наоборот, интересные люди, нестандартно мыслящие! Сидит такой непослушный, потом даешь задачку, а у него уже гениальное решение в голове созрело. 

— А двойки ставите? Ученики сердятся на вас за это?

— Бывает. Обижаются. Ну кто ж на двойки не обижается! 

— Сейчас ввели ЕГЭ. Он сильно усложняет процесс?

— Конечно, с появлением ЕГЭ структура подготовки изменяется. Есть легкие части, есть более сложные... 

— Нас тут потрясла на днях новость про ЕГЭ, — заслышав острую тему, вступает в разговор директор школы Ольга Цыбизова. — Ученики еще к первому марта должны выбирать свои экзамены. Дети выбрали. Например, те, кто поступает на медицинские, выбрали русский, химию, биологию. А на днях вузы опубликовали новые списки, и там появилась физика! И я думаю, как пойду в 11-й класс и скажу: ребята, вузы выставили вам новые требования. Андрей Фурсенко только что подписал приказ о том, что нельзя изменять уже установленные экзамены. Несогласованность в образовании иногда создает такие вот напряженные моменты.

— А дети как себя чувствуют? 

— У них стресс, конечно. у них от страха мозги плавятся, даже если они знают предметы. Минус еще вот в чем. У нас в Петербурге — очень строгая проверка, всюду наблюдатели, комиссии. А в сельских районах, маленьких городках — все друг друга знают. У меня родственник — директор в школе в Липецкой области. Односельчане ему объясняют, что будет, если их дети не сдадут экзамен. И в итоге из провинции приезжают дети с 90 — 100 баллами. А наши страдают. Но мы все равно стараемся, готовим качественно. 

Беседовал Матвей ПИРОГОВ
↑ Наверх