Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

«Отречемся от старого мира!»

22 июля в Михайловском театре грядет премьера балета «Пламя Парижа»

Поэтому случаю журналистов собрали в фойе Михайловского театра на встречу с творческим коллективом.

Фото: Стаса Левшина


Встреча проходила в модном формате «пресс-ланча», и журналисты, между вопросами и записями, умудрялись угощаться бутербродами и пирожными. Балетные же ничего не ели. На вопрос кого-то из коллег, почему бы им не подкрепиться, главный хореограф Михайловского театра Михаил Мессерер отшутился, что балетные никогда ничего не едят.

Михаил Мессерер, главный балетмейстер Михайловского театра

Было заметно, что балетные не только не едят, но и почти не говорят. Вопросы повергали их в ступор, сказывалась, видимо, привычка выражать сложнейшие чувства и мысли на языке движений, который понятен без слов. Было видно, что при первой же команде они могут упруго вскочить с места и с пол-оборота отдаться стихии танца.

Зато прекрасно говорил Михаил Мессерер — о том, что первая репетиция прошла успешно и плодотворно, разметили сцену, приноровились к музыке. Сложность балета «Пламя Парижа», поставленного в 1932 году хореографом Василием Вайноненом (которого Михаил Мессерер ставит на один уровень с Джорджем Баланчином) и Сергеем Радловым на музыку Бориса Асафьева, — в «танцах в образе». То есть от артистов балета здесь требуется не только виртуозная техника, но и актерская выразительность. Чтобы помочь юным артистам, для которых и Великая французская революция, и наша Октябрьская — преданья старины глубокой, почувствовать дух того времени, им читали и роман Ф. Гро «Марсельцы», и труды по истории Франции, показывали сохранившиеся фрагменты фильма, запечатлевшие балет, в котором блистал Вахтанг Чабукиани.

Оксана Бондарева репетирует главную женскую партию балета — роль Жанны

Михаил Григорьевич прочел жующим журналистам целую лекцию об истории балета, который, как известно, очень любил Сталин (вождь смотрел «Пламя Парижа» не менее десяти раз, а Асафу Мессереру, исполнявшему главную роль — партию Филиппа, — вручил Сталинскую премию).

По словам Михаила Мессерера, революционный балет был тогда созвучен происходящему в СССР. И хору, исполнявшему  со сцены, «Марсельезу» собравшиеся в зале зрители подпевали от души. По-русски, конечно, ведь господа, знавшие французский, в тридцатые годы были уже кто в Париже, кто в местах не столь отдаленных, а кто и ушел из жизни во время социального переворота. На этот счет существует анекдот. Сидят в Большом театре Немирович-Данченко и рабочий. Рабочий интересуется, а будут ли на сцене разговаривать? «Нет, — со знанием дела отвечает режиссер. — Это же балет!» И вдруг со цены грянул хор: «Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног!» — «Э, батенька, — съехидничал рабочий. — Да я вижу, что и ты в балете первый раз!»

В балете танцевали  самые яркие звезды того времени: Марина Семёнова, Ольга Лепешинская, Константин Сергеев, несравненный Вахтанг Чабукиани. И конечно, близкий родственник нынешнего хореографа Михайловского театра Асаф Мессерер, танцовщик блистательный.

Сам Михаил Мессерер признался, что смотрел этот спектакль много раз — начиная с детских лет и знает тот, прежний балет чуть ли не наизусть. Сам он тоже ребенком выходил на сцену, в небольшой детской роли.

Иван Зайцев предстанет в роли Филиппа

А совсем недавно «Пламя Парижа» поставил для Большого знаменитый хорео¬граф Алексей Ратманский. По мнению Михаила Мессерера, получилась «блестящая авторская версия». Но он избрал другой путь — восстановление прежнего балета Василия Вайнонена, лишь с небольшими сокращениями — уступка восприятию современного зрителя.

Михаил Мессерер много работал с танцовщиками, добиваясь от них драматической выразительности. Как призналась исполнительница главной женской роли — Жанны Оксана Бондарева, они и читали роман Гро, и смотрели фильм 1953 года с участием великолепного Чабукиани. По словам же Ивана Зайцева, который будет танцевать партию Филиппа, с ними даже занимались фехтованием, ведь в балете много батальных сцен.

Несмотря на сокращения, в балете остались самые популярные номера: это и па-де-де, в котором не так давно блистали Наталья Осипова и Иван Васильев в Большом театре и которые исполняются на всех балетных конкурсах и гала-концертах, и танец басков, и овернский танец.

«Интересно, что Василий Вайнонен, который никогда не выезжал за пределы СССР, сочинил их буквально из воздуха и при этом сумел точно выразить саму суть этих народных танцев», — рассказал Михаил Мессерер.

Фото Стаса Левшина
↑ Наверх