Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Партия переходит в эндшпиль

Премьеру спектакля «Конец игры» греческого режиссера Теодороса Терзопулоса по пьесе Сэмюела Беккета сыграют на исторической сцене Александринки 21, 22, 23 марта.

Как и в процессе рождения предыдущего спектакля Терзопулоса на этой сцене — «Эдипа-царя» Софокла, — репетиции включают в себя еще и уникальные актер­ские тренинги на концентрацию.

Теодорос Терзопулос  не только известный режиссер, но и знаменитый исследователь-практик античного театра. В этом смысле любая его постановка всегда еще и лаборатория, в которой рождается прелюбопытный сплав из полностью отстраненной от быта «античной» эстетики, помещающей человека в условное пространство космоса, и современных представлений об игре, маске, герое.

По мнению замечательного грека, драматургию античную и драматургию абсурда роднит именно отсутствие у человека каких-либо подпорок, игрушек для психики, позволяющих спрятаться от «чудовищного холода, веющего из бездны», как писал еще век назад философ Федор Степун. Герой находится между жизнью и смертью, но сегодня даже эти две субстанции полностью лишены смысла. И логика классика абсурда Беккета, которого Терзопулос выбрал для постановки, такова, что надо для начала наделить смыслом смерть, чтобы потом его обрела жизнь. 

Герои пьесы «Конец игры» (она же «Эндшпиль») — четыре человека, которые практически прикованы к одному месту, не отличающемуся живописностью. В маленькой каморке живет слепой Хамм, его обслуживает то ли слуга, то ли сын, то ли слуга, за годы ставший практически сыном, по имени Клов. При этом отец и мать Хамма, Нагг и Нелл, обитают в мусорных баках во дворе и обмениваются парадоксальными фразами, например: «Нет ничего более смешного, чем несчастье». И эти фразы с двойным дном, тексты-арлекины, наделяют существование смыслом, который в отсутствие бога каждый обязан найти сам. В этом смысле каждый — актер, которому необходимо придумать свою роль. Этим и будут заниматься на сцене Александринки великолепные артисты местной труппы: Николай Мартон, Сергей Паршин, Семен Сытник, Игорь Волков, главная из задач которых — преодолеть границы маленького социального человека и, пользуясь терминологией уже Достоевского, «заявить свое своеволие», то есть стать, по Терзопулосу, богоподобными. Да и странно было бы мелочиться человеку, родившемуся у подножия Олимпа. Впрочем, тут стоит оговориться, что для исполнения великих задач героям прежде всего надо научиться жить рядом со смертью, с тем самым «концом», который постоянно маячит где-то рядом.

↑ Наверх