Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Паспорт Пискаревского кладбища появится в «Ленинградском альбоме»

Эксперты центра «Помним всех поименно» предоставили для нашего сайта памяти электронные образы семи томов с именами 150 тысяч блокадников

Паспорт воинского захоронения Пискаревского мемориального кладбища с приложением из семи толстенных томов, в которых перечислены имена 151 757 жителей блокадного Ленинграда, находится в открытом доступе в Балтийском медиа-центре на Каменноостровском проспекте, 67. Любой желающий, у кого в семейной биографии есть белые пятна, например, бабушка или дедушка погибли в блокаду, а где похоронены неизвестно, может прийти сюда и, возможно, здесь он найдет имена своих родных. Там же — даты смерти. 


Останется узнать — уже на Пискаревском, — какая из 186 братских могил в какое время наполнялась, и появится место, куда положить цветы. Так в День 70-летия освобождения Ленинграда от фашистской блокады сделал Владимир Путин, чей брат-блокадник Виктор оказался в этих списках. Президент, поклонившись всему мемориалу, потом склонил голову перед одной из братских могил Пискаревского кладбища.

Президент Владимир Путин возложил цветы к братской могиле, где похоронен его брат.

Все это стало возможным благодаря сотрудникам информационно-аналитического центра «Помним всех поименно», а особенно, как мы уже рассказывали (статья «Блокадников признали участниками Великой ленинградской битвы» за 20. 01. 2014), его президенту Галине Савельевой, через руки которой прошла каждая из 151 757 учетных записей.

По ее словам, этим обновленным паспортом работа с Пискаревским кладбищем, можно сказать, только началась:

— Мы составили список гражданских лиц, похороненных на мемориальном кладбище. Но в паспорте есть еще погибшие военнослужащие — 75 951 человек, имена 67 857 из которых известны. Они входят в старый паспорт воинского захоронения. Но этого паспорта с именами никто не видел. Они, насколько мы знаем, хранятся где-то в архивах комиссариата или районной администрации. Скорее всего, все учетные записи по старинке набраны на машинке. Все это, когда мы доберемся до этих бумаг, надо будет перенабрать в компьютере.

Галина Савельева передала Даниилу Гранину полный мартиролог воинских и блокадных захоронений Колпинского района.

Как рассказала Галина Савельева, воинские захоронения на этих 227 708 гражданских и военных не кончаются. Ведь начали там хоронить во время советско-финляндской войны. А после Великой Отечественной хоронили вплоть до 1956 года. Надо поднимать списки и дополнять паспорт. Только после этого уже можно будет сказать, что паспорт Пискаревского кладбища сформирован.

Но, как объяснил глава экспертного совета информационно-аналитического центра «Помним всех поименно» Александр Несмеянов, сформированный полностью паспорт Пискаревского — это тоже только начало:

— Надо создавать электронную базу данных с доступом к ней из Интернета. И объединить в ней все сформированные паспорта кладбищ. Организовать поиск по признакам — по году рождения, по фамилии, по отчеству, по дате гибели или по названию захоронения. Причем сделать надо так, чтобы даже пожилой человек, который плохо знаком с компьютером, мог бы сразу сориентироваться и найти то что нужно. Нет, конечно, можно все семь томов сейчас выложить в Интернет. Мы готовы предоставить PDF-образы. Но поиск даже по имени там не организовать.

Александр Несмеянов добавил, что сейчас над программой для управления этой базой данных работают программисты. Но куда ее выкладывать, где искать средства на работу, если, например, придется вручную перебрать 68 тысяч именных карточек старого паспорта, или даже на содержание хостинга, активисты пока не знают.

— Мы только знаем, что поисковую базу надо сделать достойно, — говорит Александр Несмеянов. — Чтобы у каждого из сотен тысяч человек была своя страница, где, если возможно, размещалась фотография его самого или его могилы.

Можно попросить у Смольного. Или в районных администрациях. Но руководители многих районов, например, даже не знают, что это они должны заниматься воинскими захоронениями — направляют в комиссариаты, которые за увековечение могил не отвечают. Поэтому эксперты ИАЦ все равно собираются запустить эту систему. Потому что это — начало единой базы данных российских воинских захоронений. А такие, по данным ИАЦ, сейчас существуют в 53 странах мира, и у каждого должен быть паспорт.

Этот вопрос, кстати, поднимался на первом заседании рабочей группы по увековечению памяти погибших при защите Отечества, которая на днях была создана в Законодательном собрании Петербурга. Галина Савельева — член этой рабочей группы. Она пояснила, что на первом заседании она рассказала депутатам о деятельности ИАЦ, а потом они составили письма в администрации районов, чтобы те, согласно федеральным законам, составили реестры воинских захоронений и фортификационных сооружений (их тоже надо ставить на учет, а в Петербурге из 150 дотов и дзотов только 8 стоят на учете). Эту информацию депутаты предлагают опубликовать на районных страницах на сайте администрации Петербурга. Причем к каждому письму были приложены пояснения — выдержки из федеральных законов, в которых сказано, что обязанность об увековечении ложится на районные администрации. После чего эксперты ИАЦ смогут составить реестр, который поможет уже вплотную заняться паспортами мемориальных кладбищ Петербурга.

На следующем заседании рабочей группы будет рассматриваться вопрос о сохранности могил Героев Советского Союза и России.

От редакции.

Мы понимаем, что предоставленные нам экспертами ИАЦ «Помним всех поименно» в электронном виде семь томов с именами блокадников в формате PDF не станут совершенным инструментом для поиска умерших и погибших в блокаду, но мы выложим их на сайт albomspb.ru, который недавно открыли для сохранения и накопления памяти петербуржцев в рамках проекта «История над нами пролилась...» 

↑ Наверх