Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 25 декабря 2024

Пассажиров поставили на колени

В электричках — давка, а возле билетного терминала приходится сгибаться в три погибели

Железнодорожники постоянно жалуются на убыточность пригородных пассажирских перевозок. На днях руководители РЖД рассказали журналистам, что в следующем году совокупные убытки холдинга в этой сфере могут превысить 22 млрд. рублей. При этом почему-то именно в ней то и дело внедряются новинки, смысл которых многим кажется непостижимым. Настолько, что даже закрадывается крамольная мысль: может быть, железнодорожники мстят таким образом пассажирам за свои финансовые потери?

Даже молодым и здоровым не так просто достать сдачу из терминала по продаже билетов.

«Вечёрка» уже рассказывала об отмененных с октября льготах для пассажиров, которые садятся в электрички без билетов, — при том что на многих станциях купить билеты в принципе невозможно из-за отсутствия касс. Северо-Западная пригородная пассажирская компания (СЗППК) пообещала, что скоро для покупки билетов кассы будут не нужны. Потому что в следующем году удвоит количество автоматов по продаже билетов на электрички. Сейчас таких терминалов 198, а в 2014 году должно стать уже 380.

Но оказалось, что радоваться таким переменам нечего. «Автоматы по продаже билетов на вокзале ужасные, сдачу надо получать у пола. Полные, пожилые и больные люди не могут наклоняться и встают на колени, потом им не подняться, а в кассе билеты продают только льготникам и отказывают в продаже простым гражданам», — пишет на сайте «Вечёрки» читатель Юрий Пудовкин.

Вчера вечером корреспондент «ВП» отправился на Московский вокзал, чтобы посмотреть на странные автоматы. Несколько штук обнаружилось в помещении пригородных касс. Несмотря на приближающийся час пик и очередь к окошечку кассы, возле выстроившихся в ряд новеньких терминалов не было ни одного человека. Не удивительно. Лоток, в который вываливается сдача, находится в 30 сантиметрах от пола. Чтобы забрать свои деньги, нужно согнуться в три погибели или присесть на корточки. Может показаться, что такие позы нелепы и унизительны, но это еще цветочки. Электричками очень часто пользуются пенсионеры, а им, как заметил наш читатель, упражнения с наклонами не по силам. Выход один: вставать на колени. Но и это не все сюрпризы, припрятанные в терминале. Лоток для получения сдачи зачем-то сделан довольно узким и глубоким. Тонкие девичьи пальчики вытащат из него монетки без труда, но рука пошире может просто-напросто застрять. Теперь представьте себе стоящего на коленях старика со стиснутой железной машиной рукой. Дикая ситуация, но такое может произойти в любой момент. Как могли появиться на свет такие автоматы? О чем думали люди, которые их сконструировали и нашли возможным установить, а теперь еще и планируют тиражировать эту инквизиторскую машинку?

«Вечёрка» попросила специалистов РЖД пояснить, с чем связана странная конструкция билетных терминалов.

— Ответим, ждите, — пообещали в СЗППК.

Пока железнодорожники думают над ответами, вопросов к ним становится все больше. «Составы на важнейших, напряженных направлениях в пиковые часы (в частности, на Лужском направлении) сократили до шести вагонов. Народ вынужден на работу и с работы ехать стоя, причем за немаленькие деньги. При этом логистика не поддается здравому смыслу: на Лугу и из Луги следуют битком забитые составы из шести вагонов, в то время как до Сиверской и из Сиверской курсируют полупустые восьмивагонные! Господа из СЗППК, может быть, вы наконец-то вспомните, что общественный транспорт, к которому относятся и пригородные перевозки, — это прежде всего социальная вещь, а не средство для вашего личного обогащения. Верните нормальные восьмивагонные составы! Если ситуация не исправится, то будем готовить обращение в Москву. Если надо — в администрацию президента», — обещает разгневанный читатель под ником Сергеич.

На прошлой неделе на пресс-конференции представители РЖД рассказывали, что на некоторых направлениях составы действительно сокращены с восьми- до шестивагонных.

— Этого количества оказалось вполне достаточно, в электричках свободно, — заверяли журналистов сотрудники компании-перевозчика.

Как же так? Почему настолько отличаются мнения пассажиров и ответственных за пригородное сообщение? Такое впечатление, что руководители компании сами ни в электричках никогда не ездили, ни билет в своих же терминалах не покупали. А зря. Может, если б они больше знали о том, что в действительности происходит во вверенном им хозяйстве, оно и убыточным бы не было?

↑ Наверх