Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

Патриарх Кирилл: Под свободой подается отравленный продукт…

В православном съезде молодежи приняли участие несколько сотен петербуржцев

В Москве прошел первый в России международный съезд православной молодежи, на который собрались 10 тысяч человек. Ничего подобного в нашей стране до сих пор не организовывалось. В течение двух дней молодые люди обсуждали проблемы, обменивались опытом. Публикуем некоторые выдержки из приветственного обращения к собравшимся Патриарха Кирилла.

✓ Мы живем в эпоху, когда информация во многом определяет мироощущение и даже мировоззрение людей. Потому что информация является доминирующим фактором в современной обществе. Если СМИ молчат или замалчивают какое-то явление — его как бы и не существует. И нужно проявить невероятное усилие, чтобы пробиться через толщу этого молчания. Мы знаем, как иногда молчание задевает за живое, особенно если молчат, когда льется кровь. Когда люди сталкиваются с несправедливостью. Когда страдания тысяч и тысяч людей остаются в тени, а страдания единиц невероятным образом представляются как трагедия планетарного масштаба. Все это происходит не потому, что люди такие бесчувственные, а потому что информация является орудием политического и мировоззренческого воздействия — и это надо понимать. Поэтому открывая планшетник или садясь у компьютера, не нужно быть прекраснодушным человеком. Не факт, что мы увидим или прочитаем правду. Мне бы хотелось призвать современную молодежь уметь различать духов. Это непросто, но без этого нельзя. Потому что дьявол рядится в одежды ангела светлого. Он мимикрирует под правду, под благородство, особенно под свободу. И если под видом свободы вам подается в обертке отравленный продукт, то можно с легкостью отравиться. Поэтому потребляя информацию, нужно в первую очередь оценивать: а как она влияет на мою душу?

✓ Современная жизнь очень изменилась после появления мобильной связи и Интернета. Мы видим положительные стороны этих открытий: ускоряется научно-технический прогресс, развивается система образования, расширяются горизонты людей. Но в каждом явлении есть опасные стороны. Что происходит, когда реальное общение подменяется виртуальным? Мы вычеркиваем из своей жизни невероятно важный аспект — личный опыт общения с живым человеком! А ведь ничто нам не дает такого опыта, как личное общение с людьми. Иногда этого опыта нам так не хватает в устройстве, допустим, семейной жизни. Что греха таить, часто мы связываем свою жизнь с теми, с кем этого делать не стоило бы! По неопытности. Потому что не умеем улавливать флюиды. Не можем видеть или понимать, что в глазах человека. Ведь личное общение несет не только рациональный посыл, но и эмоциональный, духовный посыл. Иногда видишь светлый мирный взгляд, чистую душу. А иногда бесовский огонь. Ну разве эту чистую душу почувствуешь в Интернете, даже если там собеседник очень красиво рассуждает о красоте души? А дьявольский огонь? Я не призываю оставить присутствие в соцсетях. Но ни в коем случае нельзя погружаться так, чтобы эта сеть захлопывала другие возможности видеть мир.

✓ Что такое приход? Это ведь не только обращение людей к Богу, но и духовные коммуникации друг с другом. Я помню как в послевоенном Ленинграде, когда было так мало церквей, когда в храм набивались тысячи и тысячи человек, я ходил, мальчишкой, на литургии и стоял, зажатый со всех сторон людьми. Меня поражало, когда вдруг эта толпа, сжатая обстоятельствами, начинала петь Символ веры. Эта была поразительная демонстрация веры и единства. У меня до сих пор в ушах это пение тысяч и тысяч людей! Что я этим хочу сказать? Участие в молитве имеет не только вертикальное измерение: человек — Бог. Но и горизонтальное: я и тот, кто рядом. Чтобы уравновесить влияние виртуального мира, наши приходы должны быть реальными общинами. Жизнь прихода не должна ограничиваться только богослужением. Очень важно, чтобы существовала внебогослужебная повестка дня: собрания с молодежью, одинокими мужчинами и женщинами, стариками. Представьте себе одинокую старушку, у нее никого нет — ни родных, ни близких, все в прошлом. Она включает телевизор или смотрит в окно и не понимает, что происходит. Где она может как личность себя реализовывать? В общении с другими. Во внебогослужебное время.

✓ К вопросу лидерства, о котором сейчас так много говорят. Лидерство, которое строится на подавлении, прессинге своих подопечных, — самое плохое, что можно придумать. Такие лидеры сплачивают вокруг себя людей, оказывая на них непрерывное психологическое давление. Работа их направлена в первую очередь на то, чтобы окружающие поддерживали их авторитет, власть. Это обыкновенное сектантство. Настоящий лидер — тот, кому верят! А верят тем, у кого слова не расходятся с делами. Раньше офицер, который шел в атаку, подымал шпагу и говорил: «За мной!» Подлинное лидерство — это когда человек встает и идет навстречу опасности, трудностям, даже смерти.

✓ Мы живем сегодня в эпоху потребительского общества. Его характеризует стремление к комфорту. И речь идет не о рационализации жизни, создании себе комфортных условий работы, быта. Речь идет о мировоззрении. Расхожие современные слоганы — «Отдыхай и получай удовольствие», «Не напрягайся», «Смотри проще на вещи». Как все это входит в противоречие с христианским посланием — «Кто не берет креста и не идет за мной — меня не достоин»! А что такое крест? Инструмент отягощения человеческой жизни? Орудие мучения, что ли? Совсем нет. Господь взошел на мучение, чтобы призвать нас к иной жизни. Оторвать от этой бренной земли и поднять к небу. Из болота на вершину. Да, для того чтобы взойти на вершину горы, нужно проявить усилие, совершив подвиг над самим собой. Без подвига, без крестоношения не может быть совершенства.

✓ Отсутствие нравственности несовместимо со счастьем. Разрушая нравственность, мы теряем тот огромный потенциал счастья, который имеем. В основе брака лежит любовь. А можно ли назвать любовью отношения, которые не предполагают взаимной ответственности? Почему человек не вступает в брак? Значит, у него есть своя скрытая повестка дня. «А вдруг!», «Я подожду», «У меня свои мысли». И не случайно такие отношения распадаются — обязательств нет. А нравственное состояние человека — оно ведь очень хрупкое. Эксплуатация этого чувства очень опасно для личности.

✓ Когда я смотрю на молодежь, то понимаю, что именно с новым поколением надо связывать создание нового здорового православного образа жизни. Это — как мы выглядим, как обустраиваем свое жилище, чем интересуемся, как воспитываем детей. Конечно, это не должно быть этнографическим гетто. Не нужно заставлять всех одеваться в костюмы, принимать дресс-код. Потому что это форма, а народ не может ходить в форме. Мне кажется, эту новую модель современного образа жизни призваны создать современные православные молодые люди.

↑ Наверх