Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Пауль Спис: Мы не будем решать свои проблемы за счет повышения входной платы!

Директор Амстердамского музея — о коллекциях и финансовых проблемах

В Эрмитаже открылась выставка «Корпоративное единство. Голландский групповой портрет Золотого века». В Николаевском зале Зимнего дворца демонстрируются 12 групповых портретов XVI — XVII веков, приехавшие в Петербург из Амстердамского музея, представляют нам попечителей сиротских приютов, госпиталей, богаделен; медиков; членов стрелковых корпораций. 

Со всех сторон глядят на легкомысленно одетую, по-летнему безмятежную и расслабленную публику, заполонившую сейчас Эрмитаж, «люди в черном» — суровые, благочестивые, полные достоинства. 

Корреспондент «ВП» Борис Оськин поговорил с директором Амстердамского музея Паулем Списом о том, как готовилась эта выставка, с какими трудностями пришлось столкнуться при транспортировке картин столь больших размеров, о финансировании голландских музеев и о повышении платы за входные билеты. 

Мы с трудом нашли подходящие грузовики для перевозки картин

— Менеер Спис, прежде всего, расскажите, сколько времени ушло на реализацию идеи представить выставку «Корпоративное единство» в России?
— Более двух лет. Весной 2011 года в Амстердаме было собрание директоров музеев, организованное Министерством иностранных дел Нидерландов — в преддверии предстоящих Года Нидерландов в России и Года России в Нидерландах. На ней присутствовали и директора ряда российских музеев. И там я впервые высказал свою идею этой выставки. На меня все посмотрели большими глазами и только и сказали: «О-о-о!» (смеется).

Где-то наверное через полгода со мной связались из МИДа Голландии и спросили: «Вы насчет такой выставки говорили серьезно?». Естественно, я ответил «Да!» (смеется).

Кроме шуток, я считаю, что организация такой выставки — отличная возможность напомнить о той Голландии, какой ее могли видеть первые гости из России, в том числе и Петр I.

С этого момента мы приступили к непосредственной организации выставки.

— Заместитель министра культуры Нидерландов, выступавшая на открытии выставки, сказала, что главную сложность представляла как раз транспортировка картин…
— Самая большая из 12 картин, которые мы привезли, — пять метров в длину и более двух с половиной метров в высоту. Да и другие картины немаленькие. В общем, мы с трудом нашли подходящие грузовики, причем ящики с картинами вошли в них, что называется, «в притирочку»…

Следующая проблема — музей, где картины должны выставляться, должен иметь достаточно большие двери, чтобы их внести. У нас были случаи, когда в некоторые музеи картины приходилось вносить через окно, при этом высадив рамы! К счастью, с Эрмитажем в этом отношении оказалось все в порядке.

— А в чем особенность выставки именно у нас, в Эрмитаже?
— Здесь представлены не только двенадцать картин из нашего собрания, но еще две картины из собрания Эрмитажа. Потому что Эрмитаж, что весьма интересно, — единственный музей за пределами Нидерландов, в котором есть два полотна с изображением членов гражданской милиции. Это групповые портреты Корпорации амстердамских стрелков работы Дирка Якобса. И что еще более интересно — парные им портреты работы того же Дирка Якобса находятся в нашем музее!

На нынешней выставке обе пары картин Якобса висят в ее начале, на противоположных стенах Николаевского зала. Таким образом мы восстанавливаем первоначальную ситуацию пятивековой давности, когда эти пары картин висели рядом в зданиях корпораций стрелков городской гвардии.

Хочу собрать все «Уроки анатомии»

— После Эрмитажа выставка отправится в Москву, в ГМИИ им. Пушкина. Но туда поедут только десять картин, а две отправятся обратно в Амстердам. Какие?
— «Уроки анатомии». В Гааге будет выставка, где будут представлены «Уроки анатомии» из музеев Нидерландов.

– Я слышал, что у этой выставки тоже весьма интересная история…
— Да. Это была моя  идея — собрать все «Уроки анатомии». В нашей экспозиции среди самых интересных картин — «Урок анатомии доктора Рюйша» Яна ван Нека, в Государственном музее Амстердама находится «Урок анатомии доктора Деймана» кисти Рембрандта, это также наша картина, но в постоянной аренде Государственного музея. А в музее Маурицхаус в Гааге — «Урок анатомии доктора Тульпа» Рембрандта, пожалуй, самый известная из картин на этот сюжет.

Сейчас Маурицхаус закрыт на реконструкцию. Я предложил на это время перевезти «Урок анатомии доктора Тульпа» к нам и устроить выставку из различных «Уроков анатомии». Но директор Маурицхауса отказал: «Урок анатомии» не должен покидать Гаагу ради туристов, которые могут увидеть экспозицию Маурицхауса на выставке в Муниципальном музее Гааги.

И тогда я предложил все наши «Уроки анатомии» привезти в Гаагу и выставить вместе с «Доктором Тульпом». И это будет сделано в сентябре. 

— Теперь поговорим про ваш музей. Это государственный музей?
— Муниципальный. Это весьма большая коллекция картин, принадлежащих Амстердаму. В ней немало шедевров. Часть их выставлена в Государственном музее, например, «Ночной дозор» Рембрандта или его же «Еврейская невеста». В 1885 году Государственный музей, в собрании которого не было ни одной картины Рембрандта, обратился к городу Амстердаму с просьбой восполнить этот пробел, и город передал ему в постоянную аренду ряд картин этого великого художника.

Впрочем, те картины, которые остались у нас, не менее ценны. В коллекции нашего музея свыше 2500 картин, из них тысяча создана не позднее 1700 года. Но мы еще и исторический музей. С 1975 года мы находимся в бывшем здании Сиротского приюта в центре города.

— Скажите, вы, как музей, принадлежащий государственной (в данном случае — городской) структуре, испытываете ли какие-либо финансовые трудности?
— Конечно. Мы, как и все, страдаем от урезания  финансирования. Нам, например, урезали финансирование на 14% по сравнению с прошлыми годами — на этот год и на следующие три. Мы вынуждены решать проблему — сокращать расходы, прибегать к займам.

Впрочем, другие музеи в Голландии подчас находятся еще в более тяжелой ситуации, особенно те, которые принадлежат структурам, с культурой связанным достаточно опосредованно. Например, Музей тропиков в Амстердаме. Он относится к министерству иностранных дел, которое сокращает его финансирование на 30%! И как с этим справляться? Я считаю, что Музей тропиков в большой опасности.

Так что мы еще в приличной ситуации. Мы стараемся не только сокращать расходы, но и проявлять предпринимательскую жилку. Например, организуем интересные выставки, которые привлекают посетителей благодаря хорошей рекламе. Скажем, о выставке «Золотой век оружия» рассказали тринадцать телеканалов, после чего количество наших посетителей увеличилось на 70%!

— Но ведь есть и другой способ компенсировать сокращение финансирования — увеличить входную плату. Или же, в вашем случае, — сделать платным посещение «Улицы гражданской милиции». К примеру, у нас, в Петербурге, Русский музей всерьез рассматривает возможность введения входной платы в принадлежащий ему Летний сад — опять же в целях компенсации сокращений бюджета…
— На это мы идти не собираемся. Наша входная плата как была 10 евро, так и остается. Несмотря на все урезания финансирования. Мы будем всячески стараться не увеличивать входную плату, потому что наш музей — муниципальный, городской, и для нас важно, чтобы любой житель Амстердама мог его посетить вне зависимости от своих доходов. Кроме того, высокая плата оттолкнет тех, кто у нас еще ни разу не бывал. А мы заинтересованы в новых посетителях, хотим, чтобы к нам ходили семьями, с детьми. В Амстердаме и окрестностях живут 25 тысяч школьников. А у нас есть образовательные программы. Мы ведь не только художественный музей, а еще и исторический — а значит, общественный, социальный. Так что у нас предусмотрены сниженные цены для детей, школьников, студентов, пенсионеров, а также для людей с низким доходом — им городские власти выдают специальную карту.

↑ Наверх