Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 апреля 2024

Павел Кадочников хотел создать фильм по «Колымским рассказам»

К 100-летию со дня рождения великого актера открылась выставка

Сегодня, 29 июля, исполнилось 100 лет со дня рождения одного из самых популярных актеров послевоенного советского кино Павла Кадочникова. Он снимался в кино на протяжении полувека — с середины 1930-х до конца 1980-х, поработав и с теми режиссерами, которые были признаны классиками при жизни, как Сергей Эйзенштейн или Сергей Юткевич, и с начинающими тогда Андреем Кончаловским и Никитой Михалковым. 


Можно представить диапазон ролей, которые переиграл Кадочников. И все же зрители любили его за те качества, которые позволили актеру из фильма в фильм создавать образ положительного, «настоящего человека» (одна из самых известных его ролей — потерявший обе ноги летчик в «Повести о настоящем человеке»).

Популярность и востребованность Кадочникова были столь велики, что многие думали (и, наверное, кто-то думает до сих пор), будто он — столичный артист. Однако, хоть ему и приходилось часто сниматься в Москве, вся его жизнь была связана с нашим городом. Кадочников родился в Петрограде, учился в Театральном институте на Моховой у знаменитого педагога Бориса Зона, жил в доме на Кировском проспекте (ныне Каменноостровский), умер в Ленинграде. Закономерно, что в нашем городе к 100-летию артиста открылась выставка «Жизнь как вспышка». Правда, пространство для выставки может удивить: им стала Библиотека экономической и правовой литературы на Благодатной, 20. (Идти минут 10 от станции метро «Электросила».)

В фильме «Подвиг разведчика» в роли Алексея Федотова .

На вопрос, почему же именно в этой библиотеке открылась выставка, заведующая Надежда Мартынова ответила: «А мы вообще одна из самых «сумасшедших» библиотек. В апрельскую «Библионочь» единственные работали до самого финала — до 6 утра. Мы проводим мероприятия по самым разным темам, не обязательно связанным с экономикой и правом».

Но прежде всего появление этой выставки вдохновлено личной, человеческой заинтересованностью.

— Мой папа работал в ГАИ, где машина Павла Петровича была на учете, — рассказала «ВП» Надежда Мартынова. — Так папа с ним познакомился и стал довольно часто бывать у Павла Петровича дома, ведь он был очень гостеприимен. Однажды папа привез меня, маленькую девочку, в гости к Кадочниковым. Нас с Наташей, внучкой Павла Петровича, отправили на улицу гулять, и мы до сих пор дружим с Натальей Петровной. К 100-летию ее дедушки я предложила ей провести выставку в нашей библиотеке. Если говорить о самом Павле Петровиче, то он запомнился мне как открытый и очень интересный человек. Помню, как он чудесно играл на гуслях, помню его большое личное собрание книг. Когда после школы я стала работать в библиотеке, мы разговаривали о литературе, я привозила Павлу Петровичу книги домой. Особенно его интересовали «Колымские рассказы» Шаламова, он хотел сделать фильм на их основе, но не получилось.

В фильме «Иван Грозный» в роли Владимира Старицкого.

В зале среди книжных полок стоят витрины, в которых — личные вещи, предоставленные внучкой артиста. Само собой, это фото, письма поклонников, сценарии фильмов «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Сибириада», «Проданный смех» — с пометками артиста. Но есть и совершенно редкие для выставок вещи, например пионерский галстук Кадочникова, его акварели, гусли 1936 года, на которых актер играл и в жизни, и в театре, и на экране. Перстень, подаренный в Чехословакии: Кадочников был так похож на погибшего сына одной женщины, что она преподнесла ему в дар фамильный перстень. Игрушечная модель любимой машины ГАЗ-12 «ЗиМ» — на фоне монохромной фотографии дома №2 по Кировскому проспекту. Как вспоминает Наталья Кадочникова, однажды поклонники деда подняли его вместе с автомобилем, в котором он сидел, и понесли по улице.

Меня особо заинтересовал огромный и тяжелый альбом, на котором выгравировано: «Павлу Петровичу Кадочникову. Ярославль, 1959 год». На листы альбома любовно приклеены портреты артиста, кадры из фильмов, фото «вокруг темы». А в другой витрине — телеграмма от ярославской жительницы Н. Мориной, собравшей альбом: «21 дек. 1948 г. я решила сделать Вам этот подарок, когда Вы были в Ярославле. И вот наконец он готов. 12 лет я собирала этот альбом…».

В фильме «Повесть о настоящем человеке» в роли Алексея Мересьева.

В другом зале, где каждый рабочий день библиотеки в 17.00 показывают какой-то из фильмов с участием Кадочникова, висят также костюмы из фильмов. Платье царя Берендея из «Снегурочки»… и древнерусские княжеские костюмы. Надпись: «Из «Ивана Грозного». Недоуменно вскидываются брови: неужели из фильма Эйзенштейна? Если так, то это редкая возможность прикоснуться к великой истории кино без церемоний.

Официальное закрытие выставки — 27 августа. Вход бесплатный. На закрытии пройдет презентация книги Натальи Кадочниковой о выдающемся артисте.

Гусли, на которых играл Кадочников.

↑ Наверх