Газета выходит с октября 1917 года Sunday 24 ноября 2024

Павловск остается местом для «медленных туристов»

Руководители музея-заповедника рассказали журналистам о реставрации парка, павильонов, о пополнении коллекции новыми экспонатами. А также — о возвращении книг из Библиотеки Росси

Зимний Павловск столь же привлекателен и романтичен, как летний. И парк не пустует — там, среди недавно выпавшего снега, по дорожкам гуляют мамы с колясками, занимаются скандинавской ходьбой дамы, прогуливаются парочки. Уединенный Павловск, по словам его нынешнего директора Веры Дементьевой, остается «местом для медленных туристов», тех, кто хочет отдохнуть неспешно, погулять, побыть наедине с самим собой. 


В 2013 году музей-заповедник принял 1 миллион 100 тысяч посетителей. Две трети из них — петербуржцы. Как говорит Вера Анатольевна, за иностранным туристом, да и за новомодными инновационными технологиями в Павловске не гонятся. Предпочитают кропотливую научную работу, вдумчивое, внимательное отношение к тем, для кого парк и музей за многие годы стали частью жизни.

Еще в 2012 году Павловск пригласил журналистов и комитет по государственному использованию и охране памятников истории и культуры и рассказал, что готов представить на федеральный уровень программу комплексной реставрации уникального парка. Пока на самом верху подвижек нет, музей-заповедник многое успел сделать своими силами — полностью отреставрирован мост-плотина романтической Пиль-башни, проведена реставрация павильона «Холодная ванна», который вообще дошел до грани разрушения. Уже объявлен конкурс на подрядчика для реставрационных работ внутри павильона. Конечно, там не будет купальни, но живопись внутри можно будет увидеть.

Отреставрированы Мраморные ворота, которые были в свое время — в 60-е годы минувшего века — перенесены сюда из Каменноостровского дворца.

Завершена реставрация Большого каскада — это был проект на грант Евросоюза совместно с латвийским Алуксне. Павловску досталось по гранту свыше 370 тысяч евро.

Огромный парк Павловска пересекают аллеи, дорожки, тропки. Каждая аллея, каждая дорожка имеют собственные имена — Аллея Зеленой Женщины, Аллея Красного Молодца… Аллеи Павловска и дренажные канавы должны содержаться в порядке — иначе скапливается вода, плохо деревьям, плохо парку в целом. А многие дорожки не ремонтировались лет сорок, канавы оплыли… Поэтому на первый взгляд незаметная работа по реставрации дорожек и дренажу в парке сродни лечению человеческих сосудов. Также надо убирать самосев и больные ослабленные деревья. Вера Дементьева просит с пониманием относиться к санитарным рубкам, которые пройдут в грядущем сезоне в районе Большой Звезды — ни одно здоровое, действительно необходимое парку дерево не пострадает.

Прошли реставрацию и знаменитые кентавры с мостика у павильона «Холодная ванна». Это были копии скульптур, которые хранятся во дворце. Но и копии оказались изувечены вандалами — отломаны пальцы, расцарапаны тела. На мосту займут свое место уже копии копий. А отреставрированные кентавры отправятся в Галерею Гонзаго.

Отреставрированы также балкон-терраса, галерея Павловского дворца, Итальянская лестница, парковая скульптура Двенадцати дорожек, статуи Аполлона Бельведерского, Летящего Меркурия и другие.

Пополняется музей и новыми экспонатами — в 2013 году их стало больше на 279 единиц хранения. Музей продолжает искать вещи, которые были для Павловска родными, но по разным причинам покинули стены дворца — из-за распродаж, устроенных советским правительством в тридцатые годы, или украденные оккупантами во время Великой Отечественной войны. Среди вещей, которые вернулись домой, — две кровати в стиле ампир, некогда принадлежавшие владельцам Павловска, хранящие инвентарные номера дворца и музея, а потом, в тридцатые годы, проданные. Эти кровати музей приобрел у частного петербургского коллекционера, причем средства на одну кровать предоставил городской комитет по культуре, а на другую — Министерство культуры России. Кроватям нужна реставрация, потом их можно будет увидеть на выставке новых поступлений, которую планирует музей, а потом — в Северном корпусе дворца, в мемориальных комнатах Великого князя Константина Константиновича и Ольги Константиновны — королевы Греции, родившейся в Павловске.

А совсем скоро, в знаковый для Павловска и всего Санкт-Петербурга день — 24 января, в день освобождения Павловска от фашистов, вернутся под родной кров книги из Библиотеки Росси, покинувшие Павловск в трагических обстоятельствах — их украли немецкие оккупанты.

Передать книги приедут наследники Фридриха-Вернера фон дер Шуленбурга —посла Германии в Советском Союзе в с 1934 по 1941 год, человека неоднозначного, предупреждавшего советских дипломатов о грядущей войне, считавшего, как и канцлер Бисмарк, что с Россией воевать нельзя — себе дороже выйдет. Фон дер Шуленбург участвовал в заговоре против Гитлера и был казнен фашистами в Берлине в ноябре 1944 года. Но до этого он успел получить в подарок от Германии (никто же не знал, что он — будущий заговорщик!) книги из Библиотеки Росси. Страстный библиофил, Шуленбург от подарка не отказывался и даже писал, что его эти книги чрезвычайно интересуют. Как рассказала Вера Дементьева, сохранилась переписка бывшего посла с командиром зондеркоманды Кюнсбергом, той самой, что вывозила ценности из Павловска, а такими зондеркомандами руководили, как правило, нацисты-искусствоведы, знающие толк в том, что грабить. Шуленбург получил свыше ста томов из Библиотеки Росси.

Книги после казни Шуленбурга не пропали, а были разделены на три части — по трем ветвям семьи. Официальный акт передачи томов состоялся в Лейпциге в ноябре минувшего года, а в Павловск, чтобы доставить книги, приедут наследники  — Фриц фон дер Шуленбург и Штефан фон дер Шуленбург. Штефан, кстати, является руководителем одного из отделов в Музее прикладного искусства во Франкфурте-на-Майне. Вера Дементьева особо подчеркнула, что «книги передаются не в рамках закона о реституции — это добрая воля и акт покаяния наследников Шуленбурга». Но переговоры о передаче книг шли полтора года. 

Библиотека Росси в Павловском дворце насчитывала свыше 16 600 томов. После войны в СССР возвратились свыше 12 000 книг из уникального книжного собрания…

↑ Наверх