«Печатню» выселяют из Петропавловки
Музею, вот уже 15 лет располагающемуся в Невской куртине Петропавловской крепости, скоро грозит выселение
«Печатня» — это, пожалуй, единственное место в России, где любой желающий может не только детально познакомиться с граверным искусством, но и собственноручно создать гравюру или монотипию. Работает здесь и «Школа печатной графики» для всех желающих. Причем вход в «Печатню» — бесплатный, а мастер-классы и создание гравюры стоят, по нынешним временам, сущие копейки.
Только здесь школьники могли напечатать собственные гравюры на историческом станке.
Николай Сердюков с приглашением на экономический форум.
Около ста экспонатов — керамические плошки-светцы, голландские курительные трубки XVII века, голландские изразцы, монеты 1735 и 1736 годов — до недавнего времени можно было увидеть в исторической экспозиции «Печатни». Но исторические экспонаты руководство музея решило убрать, на полу остались лишь светлые пятна на местах, где были стеллажи, — музей решил сэкономить на двух смотрителях с зарплатой в пять тысяч рублей.
Когда Николай Сердюков рассказывал корреспонденту «Вечёрки» про историю раскопок, про найденные здесь предметы, подробно пояснял, что за материалы развешаны на стенах — а это уникальные, созданные вручную копии подлинных чертежей Доменико Трезини, вокруг нас собралась толпа посетителей, и люди все прибывали. «Экскурсовода отсюда тоже решено было убрать», — отметил Сердюков.
Ныне в «Печатне» находятся пять старинных станков, четыре из которых были приобретены Сердюковым и подарены музею, а один станок уникальный — 1834 года выпуска, на нем сохранилось клеймо Александровской мануфактуры (ныне Обуховского завода). Таких было выпущено всего несколько, а на этом станке, как говорит Сердюков, «вполне могли бы печататься прижизненные издания Пушкина». Этот станок был передан в экспозицию из Комендантского дома Петропавловской крепости.
Николай Сердюков не устает повторять, что «Печатня», располагающаяся в Невской куртине Петропавловки — бойком туристическом месте, — дает возможность чрезвычайно широкому кругу петербуржцев и гостей города ознакомиться с традиционным петербургским видом классического искусства: «Еще 30 лет назад в городе работали сотни художников, создававших литографии и гравюры, ныне же их осталось всего лишь несколько десятков, а ведь это искусство традиционно для города — вспомните Остроумову-Лебедеву».
Многое в музее искренне интересует детей.
Среди других сокровищ «Печатни» — ручной позолотный пресс, при нажатии на рычаг с усилием в 30 килограммов он создает усилие… в 60 тонн! Есть станок 1906 года, на котором когда-то издавалась ленинская «Искра», а на станке 1919 года теперь можно напечатать именную грамоту, что имярек посетил Петропавловскую крепость.
«Печатня» — не суперприбыльное, но и вовсе не убыточное для музея предприятие, при ежегодных эксплуатационных затратах в 400 тысяч рублей «Печатня» приносила музею даже в кризисные годы всегда больше миллиона, хотя для рентабельности надо отдать только 900 тысяч.
Что же будет с «Печатней»? В Государственном музее истории Санкт-Петербурга дали официальный ответ: «Государственный музей истории Санкт-Петербурга принял решение о переносе интерактивного проекта «Печатня» на другую площадку — в один из филиалов музея, в Музей печати Санкт-Петербурга, расположенный на наб. р. Мойки, 32, где находится тематическая экспозиция, посвященная истории печатного дела в Петербурге. Мастер-классы по печати будут проходить в сохранившемся типографском зале начала ХХ века, где и экспонируются печатные станки из коллекции ГМИ СПб.
Помещения Невской куртины, где располагалась «Печатня», сегодня нуждаются в ремонтных работах. После их осуществления музей планирует разместить в этих помещениях продолжение постоянной экспозиции «История Петропавловской крепости».
"Вечерний Петербург" также просит внимательно отнестись к судьбе "Печатни".
Кстати, Николай Сердюков рассказал, что раньше «Печатня» относилась к отделу культурно-массовой работы музея, а теперь переведена в отдел дополнительных услуг, поэтому все больше места в «Печатне» отводится торговле сувенирами, как правило, китайского производства.
Между тем круг посетителей «Печатни» очень широк — от петербуржцев до жителей Москвы, Екатеринбурга, Владивостока, Камчатки, других российских регионов, а также Англии, Франции, Германии, Эстонии, Украины. Во время «Ночи музеев-2011» в «Печатне» были просто толпы людей — об этом корреспондент «Вечёрки» может судить по собственному опыту. В Петропавловской крепости — музее городском — исчезнет уникальная «Печатня», явление более чем петербургское. А что появится взамен?
Фото автораМетки: Про Петербург Про петербуржцев Музейное дело Вектор власти
Важно: Правила перепоста материалов