Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Пенсионерка из квартиры Бродского твердо держит цену

История с созданием в Петербурге музея поэта тянется с 1999 года

Сначала нобелевские лауреаты и близкие друзья Иосифа Бродского создали фонд содействия будущему музею, затем, через несколько лет, выкупали комнаты в коммунальной квартире на Пестеля, где жил Бродский с родителями, ставшей легендарной благодаря его эссе «Полторы комнаты». Сейчас из 5 комнат квартиры выкуплены 4: 3 комнаты (одна родителей поэта и две угловые) выкуплены крупным банком за 165 тысяч долларов и переданы в собственность фонда. Выкупленные комнаты числятся в жилом фонде и оплачиваются по тарифам коммунальных платежей; еще одна комната выкуплена в 2010 году за 10 млн. рублей.

Понять пожилую даму, которая отказывается покидать дом Мурузи, довольно легко. Фото: Натальи ЧАЙКИ

«Владелицу единственной невыкупленной комнаты площадью 44,7 кв. м не устраивают условия расселения; решение вопроса зависло. В то же время эта комната очень важна для будущего музея, так как она располагается при входе в квартиру и по проекту в ней будет размещена зона приема посетителей», — говорилось в пресс-релизе, разосланном Смольным накануне  первого визита вице-губернатора Василия Кичеджи в квартиру на улице Пестеля.

Василий Кичеджи приехал вместе с главой комитета по культуре Дмитрием Месхиевым, прибыл на Пестеля и генеральный консул США в Санкт-Петербурге Брюс Тернер. Напомним, недавно Тернер побывал в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме, осмотрел «американский» кабинет Бродского, который появился здесь благодаря культурному сотрудничеству с США. Руководитель Фонда содействия созданию музея Бродского, искусствовед, член Совета по сохранению культурного наследия при правительстве города Михаил Мильчик — друг Бродского рассказал вице-губернатору о «полутора комнатах», о концепции музея, о доме Мурузи и близлежащих домах — средоточии литературной жизни Петербурга — Ленинграда на протяжении десятилетий.

Но настоящей героиней дня стала владелица невыкупленной комнаты. 74-летняя пенсионерка Нина Васильевна Федорова появилась в пальто и берете, наглухо надвинутом на глаза, пряча лицо в шарф. На вопросы журналистов, почему она просит за свою комнату астрономическую сумму, пенсионерка запросто отвечала: «А пошли вы!» Но с вице-губернатором говорила охотно, сказала, что ее не столько деньги волнуют, а ремонт — ванна там, унитаз, коммуникации. А что касается Михаила Исаевича (Мильчика. — Прим. авт.), то пусть Кичеджи его не слушает — Михаил Исаевич о доме ничего не знает, а она знает все. А комната ее — самая красивая в квартире, с лепниной, амурами — рококо, как у французских императоров. Разве это не дорого стоит? А предлагали ей предыдущие власти квартиры в центре, но на первом этаже и во втором дворе или на шестом этаже без лифта.

Пообщавшись с вице-губернатором, пожилая дама стала более охотно отвечать на вопросы журналистов. Сказала, что у нее два высших образования и сорок лет она трудилась на заводе, с поэзией Бродского не очень знакома, хотя «стихи любит», но не ее это — она технарь. Попросили пенсионерку вспомнить, что здесь было при Бродском. «Это было давно и неправда», — дала та ответ. И вообще ей пребывать в статусе «соседки Бродского» унизительно…

Василий Кичеджи, который весьма уважительно и внимательно выслушал пенсионерку, неоднократно подчеркивал, отвечая на вопросы прессы, что уважение к достоинству и частной собственности пожилой петербурженки — не менее важно, чем создание музея. Но твердо сказал, что город не готов выкладывать такие деньги: «Горожане нас не поймут, у Петербурга много проблем». Поэтому выход может быть другой — в квартире есть непарадный вход, вот его-то и можно использовать в качестве входа в музей, а даму — просто выгородить, обеспечив ремонтом и удобствами. Напомню, такая же версия звучала и в прошлом году. Или другой вариант — найти кого-то, кто подарит городу и ремонт, и комнату. «Город тратить не будет однозначно, но готов взять на себя создание и будущее музея», — заявил Василий Кичеджи.

 

Галина АРТЕМЕНКО
↑ Наверх