Пепел Гримсвотна взял курс на Балтику
Исландский вулкан ограничил воздушное пространство Великобритании, Норвегии и Дании
Исландский вулкан ограничил воздушное пространство Великобритании, Норвегии и Дании
Вулкан на юге Исландии начал извергаться в субботу, 21 мая. С понедельника на вторник уже тысячи пассажиров провели ночь в аэропортах Шотландии и на севере Англии. Вулканическое облако внесло коррективы в европейское турне президента США Барака Обамы — он раньше времени покинул Ирландию, опасаясь закрытия части воздушного пространства над Старым Светом.
Пепел опасен для авиационных двигателей: забивает вентиляционные отверстия, через которые подается воздух для охлаждения, и те глохнут. Также налипает на лобовое стекло и лишает пилотов обзора. В 1982 году такое произошло с лайнерами «British Airways» и «Singapore Airways» над Индонезией, а в 1989-м — с рейсом «KLM» над Аляской. С тех пор авиакомпании предпочитают перестраховываться, чтобы не попадать в ситуации, грозящие катастрофой.
Вчера рейсы отменили авиакомпании «British Airways», «KLM», «Aer Lingus» и «Easyjet». Компания «Ryanair», напротив, выступила с заявлением о преувеличиваемой опасности. По ее наблюдениям, «красная зона» высокой концентрации вулканического пепла — миф, раздуваемый ирландской службой гражданской авиации. «Ryanair» продолжила полеты над Британией.
Всего во вторник в Северной Ирландии, Шотландии и части Скандинавии намеревались отменить до полутысячи авиарейсов. Тень облака Гримсвотна приближается к Швеции.
— Облако перемещается в нашу сторону, — сообщил вчера «Вечернему Петербургу» главный синоптик Гидрометцентра по Петербургу Александр Колесов. — При этом воздействие на вулканический пепел оказывает циклон, сейчас как раз развернувшийся над Скандинавией и Европой. Атмосферный фронт меняет траектории партий переносов пепла.
Итак, постоянно меняющийся ветер сбивает работу синоптиков и не дает точно предсказать, в какую сторону будет распространяться вулканическое облако. Но есть в этом и позитив, подчеркивает Александр Михайлович: ветер распыляет, разметывает в стороны облако, делает его не таким плотным, чтобы оно представляло опасность для авиасообщения. Да и на наши головы пепел точно не посыплется так, чтобы мы заметили его невооруженным глазом.
Пулково вчера работало без изменений в расписании.
— Задержек рейсов нет, — сказал «Вечернему Петербургу» руководитель пресс-службы аэропорта Андрей Федоров.
То же было сообщено Мариной Пешехоновой, пресс-секретарем авиакомпании «Россия», которая осуществляет перелеты из Петербурга в Лондон.
Прошлогодних катаклизмов для гражданской авиации надеются избежать. Напомним, год назад апрельские и майские извержения другого исландского вулкана — Эйяфьятлайокудль — стали причиной транспортного хаоса в Европе. Тогда надолго были отменены рейсы практически во всех аэропортах Северной и Центральной Европы. Сотни тысяч пассажиров больше чем на неделю застряли в аэропортах. Авиаперевозчики понесли миллиардные потери.
Пока, говорят эксперты, извержение вулкана Гримсвотн несравнимо по масштабам с извержением Эйяфьятлайокудля, а попадающие в атмосферу частицы пепла крупнее, чем в прошлом году, и, следовательно, быстрее оседают на землю.
В прошлом году исландский вулкан сорвал майские праздники российским авиапутешественникам — в ночь с 9 на 10 мая были отменены рейсы в Европу из Петербурга. Он поставил под удар международный Каннский фестиваль — некоторые гости и участники опоздали на торжественную церемонию.
Авиаслужбы Петербурга оказались тогда не на высоте. Из-за государственных праздников было сложно получить информацию. Офисы иностранных авиалиний не работали, их телефоны молчали. Не обновлялась информация и на сайтах авиакомпаний. Тренинг, устроенный Эйяфьятлайокудлем, должен пригодиться на этот раз. Продолжавшийся 20 лет период затишья вулканической активности в Исландии закончился, говорят ученые.
Алла ДМИТРИЕВА
Метки: Происшествия
Важно: Правила перепоста материалов