Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 мая 2024

Пепел стучит в сердце

До 20 мая в Большом зале Музея нонконформистского искусства открыта выставка немецкой художницы Габриеле Локштедт «Свет и пепел».

 

В названии — труднопереводимая игра слов: по-английски «пепел» и «прах» обозначаются одним словом «ashes». У этого слова есть и переносное значение — «разбитые надежды». Впрочем, это и по-русски примерно так. Но прежде чем говорить о переносном значении, следует остановиться на прямом: картины Габриеле частично написаны именно с помощью пепла, то есть золы. При взгляде на работы поначалу трудно понять, абстрактные они или фигуративные. Оказалось — и то и другое: «Сначала я пишу маслом на холсте, — объясняет Габриеле, — а потом поверх наношу пепел. Вот, посмотрите: на этой картине сначала было много птиц, а теперь можно разглядеть всего двух». Куратор выставки Лора Кучер рассказывает: «Когда я узнала об этом, я спросила Габриеле, не жалко ли ей сначала писать картину, а потом делать так, что большая часть ее не видна. Но она сказала — нет, это мои отношения с миром». Практически в каждой композиции можно рассмотреть стрелки по кругу — намек на круговращение жизни. «Пепел, — говорит Габриеле, — это одновременно и остатки того, что было, и удобрение, с помощью которого может вырасти что-то новое».

 

Повторяющийся сон. 2012.

«Это абсолютное попадание в наше время. Художник обеспокоен нечеловеческим состоянием человека на нашей планете», — сказал на церемонии открытия художник Сергей Ковальский. Неудивительно, что многие картины Габриеле вызывают ассоциации с катастрофой: герои продираются через горящий лес, лезут за колючую проволоку, плывут по океану в утлой лодчонке… «Работы Габриеле Локштедт — это повесть о Вселенной, ее естественной гармонии и о том, как легко можно разрушить симфонию нашего бытия» — так интерпретирует творчество художницы Лора Кучер. 

 

Помимо абстрактно-философских работ экспозиция включает серию портретов «Школа женщин». Это и знаменитые женщины — политики Мадлен Олбрайт и Ангела Меркель, хореограф Пина Бауш, писательница Сюзан Зонтаг, — и никому не известные: женщины, живущие в горячих точках планеты, портрет одной из подруг художницы, ее собственный автопортрет в детстве… «Почему портреты только женщин? Ну, я сама женщина, поэтому мне их легче понять. Я изображаю женщин либо в драматичный момент их жизни, либо таких женщин, про которых все знают, что вся их судьба драматична». Женские образы тоже вырастают из пепла… даже можно сказать — возрождаются.

 

Фото автора
↑ Наверх