Перед ними все равны
До 7 декабря Новый музей (6-я линия В. О., 29. Тел. 323-50-90) приглашает на выставку Анатолия Белкина «Великие и мелкие»
Анатолий Белкин — один из самых известных ленинградских художников-нонконформистов, участник «газаневских» выставок.
Экспозиция имеет подзаголовок «Выставка одной книги», поскольку «Великие и мелкие» — это книга, автором написанная и нарисованная. А посвящена она, по авторскому определению, «отношениям между выдающимися деятелями литературы, искусства, политики и миром насекомых». Помнится, энтомологией увлекался Владимир Набоков, но Анатолий Белкин от влияния Владимира Владимировича отмежевывается: «Набоков бабочками интересовался, а я — больше жуками». Насекомые появляются в его творчестве отнюдь не впервые: хорошо известна серия фарфоровых миниатюр, где гигантские насекомые вступают во взаимодействие с советскими пионерами. Но пионеры ладно — были и прошли; нынче Белкин показывает влияние насекомых на «наших всех» — писателей-классиков, политиков и даже на героев анекдотов — Чапаева, Петьку и Анку.
«Почему я люблю насекомых? Потому что я люблю архитектуру, — говорит художник. — Архитектура везде есть, она даже в архитектуре встречается, а уж в насекомых… Кроме того, нет человека, которого никогда насекомое не укусило или не напугало. Правитель и последний нищий — все равны перед ними».
Вот князь Вяземский обнаружил в пирожке таракана, а Пушкин написал по этому поводу стихи. Вот отважный Уинстон Черчилль сразился со страшным скорпионом. Вот обыкновенные клопы послужили источником вдохновения для Федора Михайловича Достоевского, а мухи — для Хармса. И все это — с разъясняющими картинками, разумеется, уводящими читателя из умозрительного в сновидческое пространство.
Но на вопрос, кто из героев книги для него самый важный, художник не отвечает: «Когда делаешь авторскую книгу, нет ничего «главного» или «неглавного». Важно все: и персонажи, и сюжет, и соотношение картинок, текста и белой поверхности бумаги».
Мы увидим и саму книгу — фолиант форматом 390 х 600 мм. Текст напечатан в технике высокой печати, иллюстрации литографированы и раскрашены от руки автором.
Книга вышла в количестве всего-то тридцати двух экземпляров. На выставке представлена и другая работа Анатолия Белкина — офсетная книга «Великие и мелкие» меньшего формата, авторским вариантом «большой» книги, но не повторяющая ее буквально. «Мы решили выпустить еще одну книгу, маленькую, чтобы любой желающий мог ее купить, — объясняет Анатолий Павлович. — Это как до революции была серия «Дешевая библиотека»: произведения самых популярных писателей издавались в мягких обложках специально для народа, развозились по всей стране, а расходы брало на себя министерство Двора».