Перевести с языка на язык
До 2 июня в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры открыта выставка «Dolce Vita. Федерико Феллини: Притча и карнавал», в которой участвуют художники из России, Италии, Америки, стран Прибалтики.
Перед художниками-участниками была поставлена задача — перевести язык кино на язык других визуальных искусств. «Экспозиция условно разделена на две части — «притча» и «карнавал». «Притча» расположена на первом этаже: там собраны философские работы, работы, посвященные Риму, Италии. А на втором этаже у нас «карнавал», — объяснил концепцию выставки куратор Артем Магалашвили.
Федерико Феллини. Фрагмент карикатуры «Я и «Оскар». Сумочка и перчатки Джульетты Мазины, галстук Марчелло Мастроянни, венецианская маска со съемок фильма «Казанова».
Смысловой центр экспозиции первого этажа — инсталляция «Фонтан Треви», созданная группой «Argento» (Артем Магалашвили, Александр Силкин) при помощи световых эффектов и стеклянных кристаллов: разумеется, любители кино помнят, как купались в этом фонтане Анита Экберг и Марчелло Мастроянни в фильме «Сладкая жизнь». На первом же этаже — многоплановая работа итальянского гостя выставки художника Марко Веронезе «Только истинный реалист является провидцем». Синьор Марко — прямой потомок знаменитого итальянского живописца XVI века Паоло Веронезе и большой поклонник творчества Федерико Феллини: «Феллини, как и я, — визуал, — сказал Марко Веронезе на церемонии открытия, — он считал, что визуал — единственный, кто может воспринимать действительность, как она есть».
Некоторые работы представляют собою в прямом смысле кадры из фильмов Феллини: все участники выставки предварительно эти фильмы пересматривали. Иногда кадры воспроизводятся практически буквально: фотографическая точность — конек, например, Марины Федоровой. Другие художники «пересоздали» кадры из фильмов в своей оригинальной манере — как Мария Епифанова в триптихе «Феллини» (при том, что кадры из «Сладкой жизни» абсолютно узнаваемы) или Наталья Бельтюкова, вырезавшая из фанеры уморительно смешную Градиску из «Амаркорда». Но большинство работ отсылают к творчеству Феллини не напрямую, а через смежные образы. Например, диптих-фотоинсталляция Надежды Анфаловой «Репетиция оркестра» (фотографии реального оркестра совмещены с фотографиями снежных сугробов) напоминает сразу о двух фильмах: собственно «Репетиции оркестра» и «Амаркорде» с его знаменитым эпизодом со снегопадом (кстати, советский зритель познакомился с этими картинами практически одновременно).
Кроме творчества современных художников в отдельной витрине представлены раритеты из частных коллекций — вещи режиссера и актеров (сумочка и перчатки Джульетты Мазины, галстук Марчелло Мастроянни), предметы со съемок фильмов Феллини.