Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Первая в жизни ребенка школа должна быть рядом с домом

Председатель комитета по образованию Жанна Воробьева считает, что в начальной школе очень многое зависит от конкретного учителя

Как известно, теперь прием детей в школы идет согласно новому приказу за номером 107 Министерства образования «Об утверждении порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения». Новый порядок несколько отличается от предыдущего (об этом наша газета уже рассказывала). Теперь в редакцию «ВП» обращаются читатели, которым не совсем ясно, что в школьной жизни теперь будет происходить иначе. 


На вопросы читателей мы попросили ответить председателя комитета по образованию Жанну ВОРОБЬЕВУ.

— Жанна Владимировна, теперь прием в школы идет строго «по прописке», то есть каждый конкретный жилой дом закреплен за определенной школой. Как же все-таки попасть в приглянувшуюся школу, которая находится «на чужой территории»? Записаться на подготовительные курсы при понравившейся школе? Заплатить «спонсорский взнос»? 
— Хочу заметить, что к школе ребенка готовят в детском саду. Что касается подготовительных курсов, то это дополнительная услуга, которой при желании могут воспользоваться родители. На курсах ребенка знакомят со школой, с организацией учебного процесса, готовят к школьным будням. Никакого приоритета при зачислении они не дают. Напомню: если вы идете в школу не в своем микрорайоне, вашего ребенка зачислят после того, как будут приняты дети, проживающие рядом со школой, то есть на вакантные места. Срок подачи заявлений на прием в 1-й класс «не по прописке» — с 1 августа. Ну а если для того, чтобы ребенок был зачислен в школу, с вас требуют «спонсорский взнос» — это незаконно. О таких фактах нужно сообщать в прокуратуру, в комитет по образованию. 

Сразу хочу сказать, что тем, кто уже подал заявления в первый класс в этом году, волноваться не нужно: все эти заявления действительны.

Теперь о приеме в школы, которые родители считают особенно престижными. Во-первых, что касается особо востребованных школ, то политика в их отношении в городе следующая: на базе таких школ создаются образовательные комплексы, школам находят возможность передать и второе, и третье здания. Соответственно, такие школы могут принять больше детей, не проживающих в микрорайоне.

Во-вторых, на самом деле никаких кардинальных изменений в правилах приема нет. Изменились сроки приема документов. Что же касается приоритетов, то и раньше заявления о приеме от граждан, живущих в непосредственной близости от школы, рассматривались в первую очередь. Кстати, «прикрепление» идет не только к обычным школам, но и гимназиям, лицеям. 

И самое главное. Родителям нужно понять: в начальной школе очень многое зависит от конкретного учителя. И не имеет значения, как называется образовательное учреждение — школой, гимназией, лицеем. Очень важно, чтобы в школе ребенку было комфортно, чтобы мотивация к учебе у него не исчезла, чтобы школьные нагрузки не сказались на его здоровье.

Однако порой один и тот же педагог может кому-то нравиться, а кому-то и не очень. Это нормально. Мы все разные по характеру, и наши дети тоже разные. Главное, нужно доверять учителю, научиться с ним взаимодействовать. И учитель должен внимательно относиться ко всем тревогам и переживаниям родителей, которые впервые приводят ребенка в школу.

— Как вы относитесь к тому, что некоторые родители хотят записать ребенка в престижную школу, находящуюся далеко от дома?
— Я бы не рекомендовала это делать. Даже взрослый человек, тратя на дорогу от дома до работы по часу-полтора, устает. А здесь такой режим предлагается ребенку. Ребенку будет хорошо, если по возвращении домой у него останется время и на подготовку уроков, и на прогулку, и на отдых. 

И еще о выборе учебного заведения. Когда ребенок идет в первый класс, еще невозможно определить, каковы его склонности — точные науки, языки, гуманитарные дисциплины. В лучшем случае это станет понятно к 5 — 6-му классу, и вот тогда родители смогут правильно определить его образовательный маршрут.

Уж сколько было примеров перед глазами, когда родители записывали ребенка в школы с углубленным изучением каких-либо предметов, а ребенок либо не справлялся с нагрузкой, либо ему было элементарно неинтересно. Но родители все равно заставляли — и ребенок получал психологическую травму, потерю мотивации к учебе. Нужно быть очень внимательными и чуткими в этом вопросе.

Поверьте, у вас еще будет время скорректировать «учебный путь» вашего ребенка, и не нужно гоняться за престижностью.

Кстати, если школа удалена от дома, у ребенка появится еще одна проблема: дефицит общения со сверстниками, которая особенно остро проявится в подростковом периоде. Общение — это и игры во дворе, и посещение кружков, и совместная подготовка домашних заданий, школьных праздников. 

— Если ребенок уже умеет читать и считать, то можно ли его отдать не в первый, а сразу во второй класс? Ведь в первом классе такому ребенку будет скучно, а значит, не будет мотивации к учебе…
— Теоретически прием сразу во второй класс возможен (при условии, что ребенок сдаст экстерном программу первого класса). Но я бы не рекомендовала такой выбор. Кроме обучения чтению и счету в программе первого класса очень много развивающих моментов, ребенка учат учиться. В 1-м классе формируют те специальные умения и навыки, которые вряд ли можно сформировать в домашних условиях. Если неподготовленный ребенок придет сразу во второй класс, он будет некомфортно себя чувствовать.

— Сохранилась ли в новых правилах возможность обучения экстерном? 
— Да, для этого родители должны написать заявление директору школы. Затем будет составлен план сдачи тех или иных дисциплин. Эту форму обучения выбирают редко и, как правило, для детей, серьезно занимающихся спортом, музыкой. Но нужно помнить: если ребенок перестает успевать в освоении школьной программы, педагоги могут рекомендовать вернуть его на очную форму обучения. То есть вариант обучения экстерном — сугубо индивидуальный. 

— Были жалобы на то, что в некоторых престижных  школах отказываются зачислять ребенка, не имеющего прививок. Родителям говорят, что формально отказать в приеме из-за отсутствия прививок школа не может, но найдет другую причину. Мол, лучше сделайте все положенные по возрасту прививки, иначе не попадете...
— В комитет по образованию подобных жалоб не поступало. Прививки — дело добровольное, требовать их наличия противозаконно. Другое дело, что в минувшем учебном году было много вопросов о прививках против кори. Это прежде всего касалось детских садов — из-за постановления главного санитарного врача Санкт-Петербурга (ныне пункт, в котором говорилось о недопуске к занятиям без прививки, отменен).

Но родители должны понимать, что в случае отказа от прививок они всю ответственность за здоровье ребенка берут на себя. 

— Что может помочь в выборе начальной школы?
— Прежде всего загляните на сайты образовательных учреждений, посмотрите, какая школа что конкретно предлагает (в том числе дополнительные занятия).  

Посоветуйтесь с педагогами из детского сада, который посещает ваш ребенок. Они знают, какие школы есть в вашем микрорайоне, они знают вашего ребенка, так что их рекомендации могут быть очень полезны. Зайдите в школу, поговорите с родителями, учителями.

Кроме того, школы проводят дни открытых дверей для родителей будущих первоклассников. Уже стало традицией проводить общегородской день открытых дверей для родителей всех школьников, чтобы можно было увидеть работу школы в урочное и неурочное время. Я всем рекомендую его посетить.

Все это обязательно поможет вам сделать правильный выбор.

 

Фото предоставлено комитетом по образованию
↑ Наверх