Первое каменное здание, последняя научная реставрация…
До 26 февраля следующего года Дворец Меншикова приглашает на выставку «Здесь память прошлого еще жива вокруг. Дворец Меншикова: 1711 — 2011»
В этом году Санкт-Петербург празднует 300-летие старейшего каменного здания в городе — дворца А. Д. Меншикова. По словам одного из кураторов юбилейной выставки — заместителя заведующего отделом «Дворец Меншикова» Государственного Эрмитажа Анатолия Дутова, с открытием чуть-чуть опоздали: «Новоселье семья Меншиковых справляла 1 октября по старому стилю, то есть 12 октября по новому, а выставку открыли только 28-го. Когда готовили экспозицию, не хотели повторять выставку 2003 года «Основатели Петербурга» и другие выставки, где главный герой — Петр I. Поэтому материалов об императоре здесь не очень много — в основном мы собрали вещи, которые непосредственно касаются Александра Даниловича». Вы увидите портреты светлейшего князя, шпаги, украшенные его вензелем и короной, ствол трехфунтовой полковой пушки с гербом Меншикова на казенной части, а также портреты детей Петра I, выполненные по заказу самого светлейшего князя.
Ариадна Карпова-Лебединская. Палата Варваринской половины. 1966 — 1971. Фото: Татьяны КИРИЛЛИНОЙ
На выставке представлены работы архитекторов и художников, работавших во дворце в период реставрации здания и создания музейной экспозиции. Здесь обращают на себя внимание автолитографии Ариадны Карповой-Лебединской: художница скрупулезно воссоздает плачевный облик дворца середины 1970-х — облупившиеся стены, захламленный двор, но — и чудом сохранившиеся интерьеры. «Эта серия представлена практически целиком — в таком виде она публикуется и выставляется впервые, — рассказывает Анатолий Алексеевич. — Ариадна Борисовна была очень интересным художником, занималась не только графикой, но и керамикой — делала плитку с видами города на манер старинной».
Первая часть экспозиции посвящена реставрации дворца потому, что в этом году отметили еще одну знаменательную дату — 30-летие открытия воссозданного дворца для посетителей (об этом «Вечерний Петербург» писал в номере за 4 марта нынешнего года). «Это был последний пример комплексной научной реставрации, — с грустью отмечает Анатолий Дутов. — Занималось ею поколение ленинградских реставраторов, которое сформировалось после войны. Сейчас работу подобного объема и качества проделать, увы, невозможно: те мастера ушли, а новые не появились…»
Татьяна КИРИЛЛИНАМетки: Пятничный выпуск
Важно: Правила перепоста материалов