Газета выходит с октября 1917 года Saturday 16 ноября 2024

Первое каменное здание, последняя научная реставрация…

До 26 февраля следующего года Дворец Меншикова приглашает на выставку «Здесь память прошлого еще жива вокруг. Дворец Меншикова: 1711 — 2011»

В этом году Санкт-Петербург празднует 300-летие старейшего каменного здания в городе — дворца А. Д. Меншикова. По словам одного из кураторов юбилейной выставки — заместителя заведующего отделом «Дворец Меншикова» Государственного Эрмитажа Анатолия Дутова, с открытием чуть-чуть опоздали: «Новоселье семья Меншиковых справляла 1 октября по старому стилю, то есть 12 октября по новому, а выставку открыли только 28-го. Когда готовили экспозицию, не хотели повторять выставку 2003 года «Основатели Петербурга» и другие выставки, где главный герой — Петр I. Поэтому материалов об императоре здесь не очень много — в основном мы собрали вещи, которые непосредственно касаются Александра Даниловича». Вы увидите портреты светлейшего князя, шпаги, украшенные его вензелем и короной, ствол трехфунтовой полковой пушки с гербом Меншикова на казенной части, а также портреты детей Петра I, выполненные по заказу самого светлейшего князя.

Ариадна Карпова-Лебединская. Палата Варваринской половины. 1966 — 1971. Фото: Татьяны КИРИЛЛИНОЙ

После того как Александр Данилович вместе со всей семьей был сослан в далекий Березов, дворец пустовал. В 1731 году императрица Анна Иоанновна подписала указ об основании «корпуса кадетов» и пожаловала кадетам в вечное владение землю, дворец, все службы и постройки на Васильевском острове, относящиеся к дворцу. «Материалов по Кадетскому корпусу, а также по реставрации дворца очень много. Мы отобрали самые интересные, знаковые экспонаты», — объясняет Анатолий Дутов.

На выставке представлены работы архитекторов и художников, работавших во дворце в период реставрации здания и создания музейной экспозиции. Здесь обращают на себя внимание автолитографии Ариадны Карповой-Лебединской: художница скрупулезно воссоздает плачевный облик дворца середины 1970-х — облупившиеся стены, захламленный двор, но — и чудом сохранившиеся интерьеры. «Эта серия представлена практически целиком — в таком виде она публикуется и выставляется впервые, — рассказывает Анатолий Алексеевич. — Ариадна Борисовна была очень интересным художником, занималась не только графикой, но и керамикой — делала плитку с видами города на манер старинной».

Первая часть экспозиции посвящена реставрации дворца потому, что в этом году отметили еще одну знаменательную дату — 30-летие открытия воссозданного дворца для посетителей (об этом «Вечерний Петербург» писал в номере за 4 марта нынешнего года). «Это был последний пример комплексной научной реставрации, — с грустью отмечает Анатолий Дутов. — Занималось ею поколение ленинградских реставраторов, которое сформировалось после войны. Сейчас работу подобного объема и качества проделать, увы, невозможно: те мастера ушли, а новые не появились…»

Татьяна КИРИЛЛИНА
↑ Наверх