Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Первый шаг малыша во «взрослую» жизнь: он идет в детский сад

Начало посещения садика для ребенка любого возраста — сложный период адаптации к новым социальным условиям. Но многих проблем можно избежать

Весна — время, когда в детских садах идет набор будущих воспитанников, которые придут в садик в новом учебном году. Для многих детей 1 сентября станет первым днем в детском коллективе. И это очень сложный этап как для ребенка, так и для родителей. Однако даже самый домашний ребенок достаточно быстро адаптируется к детскому саду, если его подготовить заранее. Как? Об этом расскажет Екатерина Москаленко (на фото), педагог-психолог Психолого-педагогического центра «Здоровье» Петроградского района, автор методических разработок по подготовке и адаптации ребенка к школе и детскому саду.

— Самое главное, что дает ребенку любой детский сад, — это коллектив сверстников, где ему придется искать друзей, строить отношения даже с теми, кто ему неприятен, где нужно найти свою особую роль (тихони или шалуна; ведущего или ведомого), освоить навыки общения. И это очень важно для любого нормально развивающегося малыша.

Главный минус посещения детского сада — ребенок чаще болеет. Этот факт совершенно очевиден. Большинство болезней — острые инфекции, чаще всего респираторные. Вероятность заболеть инфекционной болезнью теснейшим образом связана с кругом общения — чем он шире, тем заболеть легче. Понятно, что домашний ребенок меньше общается с другими людьми.

Но с точки зрения науки в целом — детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, желательный для полноценного воспитания ребенка.

Многие родители хотят выбрать садик получше. Однако детский сад — это не новая игрушка, а важная часть жизни малыша. И вы не можете предвидеть, найдет он себе настоящего друга в этом детском саду или в другом, как сложатся его отношения с другими детьми и с воспитателями. А суть именно в этом — в новых человеческих отношениях, которые ждут вашего ребенка в детском саду.

Все же остальное, что мы действительно можем оценить и выбрать заранее (развивающие программы, материальная база), — второстепенно.

Малыш должен знать: что бы ни случилось, он всегда может обратиться за помощью к воспитателю

От семейного воспитания к общественному

Если вы хотите, чтобы ваш малыш не только ходил в детский садик без длительных истерик, но и потом — в школе и во взрослой жизни — не испытывал особых проблем с социальной адаптацией, постарайтесь:

1. Изначально, когда он еще совсем кроха, видеть в нем другого человека, отдельного от себя, во многом непохожего на себя, и именно так к нему относиться.

2. Поощряйте самостоятельность и инициативу малыша, если их проявления не грозят вам и ему (или окружающим) неприятными последствиями.

3. Постепенно приучайте ребенка к тому, что отдельные его действия могут кому-то (в том числе и маме) не нравиться, что иногда люди бывают недовольны друг другом, причем не только мама и папа могут им быть недовольны, но и он, ребенок, в некоторых случаях может открыто выразить свое недовольство ими. То есть учите ребенка правильно вести себя в конфликтных ситуациях.

4. Старайтесь как можно чаще что-то делать совместно с ребенком, причем лучше даже не вдвоем, а втроем — вчетвером (с папой, бабушкой): вместе играть, вместе гулять, вместе убирать квартиру: малышу нужен опыт действия не индивидуального, а в коллективе, ВМЕСТЕ с другими людьми. Положительным опытом в этом случае будут любые развивающие занятия в коллективе сверстников.

5. Заблаговременно формируйте у ребенка положительную установку к детскому саду. Никогда не пугайте малыша садиком, высказывайтесь о нем при малыше только положительно, а главное — постарайтесь сами найти в том, что ваш малыш будет ходить в садик, положительные моменты, которые всегда есть.

6. Старайтесь максимально сблизить режим дня в семье с режимом детского сада. Ребенок ориентирован на усвоенный с самого раннего детства распорядок дня в семье. Если ваш день начинается в 10.00, а обедает малыш после 14.00, то это сразу ставит под сомнение успешную адаптацию к детскому саду. Необходимо сначала «перевести» часы семейного режима в соответствие с требованиями сада, а только потом приучать ребенка к его посещению. Заранее сходите к воспитателям группы, в которую будет ходить ваш малыш, и уточните распорядок дня.

7. Если вашему ребенку уже исполнился год и вы планируете в ближайшем времени отдать его в ясли-сад, обязательно начинайте настойчиво и последовательно приучать его к самостоятельному питанию, а также основным навыкам самообслуживания. Это поможет вашему малышу чувствовать себя более уверенно в новых для него условиях. Выбирайте такой вариант из детского гардероба, в котором ребенку будет комфортно и удобно двигаться и в то же время он будет иметь возможность самостоятельно снять, а еще лучше и надеть любую его деталь.

8. Помните: каким бы ни был садик, воспитатели, как бы часто ни болел ребенок первое время в детском саду, он получил возможность искать себя в коллективе сверстников, строить отношения, дружить и общаться — а это самое главное, что дает любому малышу абсолютно любой детский сад.

Самое главное в любом детском саду — это общение со сверстниками

Как правильно вести себя с ребенком в первое время?

1. Главное: начинайте новую жизнь постепенно. В первые дни водите ребенка в сад на несколько часов, постепенно увеличивая время. Для детей ясельной группы желательно прибавлять по одному «режимному шагу» в неделю (например, неделю вы ходите в ясли на 2 часа, в понедельник вы тоже приходите на 2 часа, а со вторника прибавляете «режимный шаг», например прогулку). В первую неделю ребенку необходимо усвоить, что, если мама ушла, она обязательно вернется в обещанное время.

Для детей старшего возраста желательно не затягивать с прибавлением времени нахождения в детском саду, так как у детей в этом возрасте чувство времени развито намного лучше, и у ребенка может закрепиться неправильный стереотип (мама ушла, вернется очень скоро). Поэтому 3 — 4 дня ребенок может приходить на 2 часа, а позже, по согласованию с воспитателями, прибавляем рекомендованное ребенку время нахождения в детском саду.

2. Ни в коем случае не обещайте малышу, что уйдете на минуточку и сейчас же вернетесь! Этим вы обрекаете его на напряженное ожидание в течение всего дня, к тому же это вызовет глубокие переживания, возможно, его истерику, может сильно травмировать. Но главное — это вызовет серьезные проблемы в ваших будущих взаимоотношениях. Ребенок поймет, что вам нельзя доверять, что вы можете обмануть его, предать, бросить.

3. Прощайтесь с крохой как можно быстрее, чтобы меньше травмировать детскую психику. Пока вы рядом, ребенок ищет поддержки в ваших глазах и остается маленькая надежда на то, что вы его не оставите.

4. Представления о временных интервалах у маленьких детей достаточно условны, для них слова «Я приду за тобой через час» еще ничего не значат. Малыш будет чувствовать себя гораздо спокойнее, если вы скажете: «Ты покушаешь, поиграешь, погуляешь с ребятами, и я приду».

5. Если вы хотите что-то пообещать малышу в награду за его хорошее поведение в детском саду, то помните, что эта награда должна быть получена немедленно или через очень маленький временной промежуток (не больше 1 часа) после выполнения вашего «договора». Так как для маленького ребенка окружающий мир существует в формате «здесь и сейчас» и он не свяжет в своем сознании эти два события: свое хорошее поведение в детском саду и получение «приза».

6. Ориентируйте ребенка на воспитателя. Малыш должен знать: что бы ни случилось, он всегда может обратиться за помощью к воспитателю.

7. Почаще хвалите ребенка. Ваша постоянная поддержка ему сейчас просто необходима. Будьте терпимее к капризам и создайте дома психологически комфортную обстановку. Возможные «выходки» ребенка возникают из-за перегрузки нервной системы.

8. В случае, когда ребенок плачет по дороге к детскому саду, отказывается идти туда, постарайтесь отвлечь его и привлечь внимание к каким-нибудь предметам на улице.

9. В выходные дни придерживайтесь дома такого же режима, как и в детском саду, по возможности соблюдая регламент по часам.

↑ Наверх