Газета выходит с октября 1917 года Thursday 28 марта 2024

Песни можно исполнять руками

В Петербурге прошел фестиваль жестового пения

 

Глухонемые люди не говорят, не слышат, а значит, и не могут петь. В классическом смысле. Но — поют! На сцене это выглядит так: звучит песня, а человек исполняет ее на пальцах, точно воспроизводя губами. Всё — очень естественно. Разве что микрофона в руках нет и музыка играет слишком громко.

Жестовое пение очень распространено среди инвалидов по слуху. Однако площадок, где они могут выступить, — единицы. Петербургский фестиваль «Поющие руки» — одна из таких. Участвуют в нем воспитанники коррекционных учреждений для глухих и слабослышащих детей от 7 до 21 года.

— Мы проводим наш фестиваль уже 15 лет, — рассказала корреспонденту «Вечёрки» одна из его организаторов Светлана Коротких. — В этом году фестиваль собрал 140 человек из 14 учебных заведений Петербурга, Новгорода, Мурманска, Рязани, Костромы, Нижнего Тагила, даже Якутска. Соревнования прошли в четырех номинациях — зримая песня, сольное исполнение, дуэт и вокальный ансамбль.

Ключ к такой музыке — ритм. Точнее, низкочастотная вибрация, которая исходит из динамиков. Именно поэтому во время выступлений звук в колонках делают погромче, а басы потяжелее: это единственное, что «слышат» исполнители. Они подстраиваются под волну и проговаривают выученный наизусть текст. Помогает им в этом педагог, сидящий перед сценой, — дирижер и суфлер в одном лице, повторяющий губами и пальцами каждое слово вместе с учениками.

— Для новичков это трудоемкий процесс, — рассказала руководитель по жестовому пению якутской команды Наталья Борисова, — особенно для абсолютно глухих. Те, кто уже попробовал себя, осваивают новый материал легче и с удовольствием. На репетицию одной песни может уйти до полугода. Сначала учим стихи. Потом переводим их на жесты. Дальше включаем музыку, и они подстраиваются под ритм. Затем ставим сам номер — это всегда небольшое театральное представление.

Каждый номер — действительно, больше, чем просто песня. Музыка — лишь фон. На первом месте — эмоциональность, мимика, движения, которые у таких исполнителей, несомненно, богаче, чем у слышащих.

— Важно, что эти занятия очень развивают учеников, — отметила педагог 1-го интерната для глухих детей Санкт-Петербурга Наталья Моисеева. — Жестовое пение — один из лучших методов по расширению кругозора. Словарный запас ведь их достаточно скудный, жестов немного. И далеко не все могут понимать стихи, метафоры. Например, «нивы печальные». В ходе таких занятий происходит рывок на новую ступень. Дети преображаются.

Еще один момент — раскрепощение. По словам мамы одной из участниц Елены Правдюк, глухие дети, конечно, очень закомплексованные, общаются только в своей среде, боятся лишний раз продемонстрировать свой недостаток.

— После таких занятий дочка как будто что-то из головы выкинула, — рассказала Елена. — Спокойной стала, веселой. Чувство ущербности прошло. Хорошо бы, чтоб такие занятия у них проходили чаще. Пока только два раза в неделю.

Из 70 номеров отобрали 14 лучших. Среди них — «Замыкая круг», «Старый клен», русские народные, якутские национальные... Члены жюри перед началом концерта сказали, что после просмотра-прослушивания таких песен слезы наворачиваются на глаза, что более чутко начинаешь относиться к глухим людям. Не буду оспаривать чужого мнения. Скажу лишь, что на фестивале я увидел детей, не производящих впечатления неполноценных. Уверенные в себе. Яркие. И счастливые. Никаких слез.

 

↑ Наверх