Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Петербург — идеальный город для велосипедистов

Так считает новый советник вице-губернатора Игоря Албина по развитию велопешеходной инфраструктуры Дарья ТАБАЧНИКОВА

В аппарате вице-губернатора Петербурга Игоря Албина появился велосоветник. Это стало результатом, а вернее, важным этапом многолетней работы представителей общественных движений и политических объединений по развитию велосипедной инфраструктуры в Северной столице. Продвигать идеи велосипедистов в строительной и транспортной отраcлях будет координатор движения «Велосипедизация Петербурга» Дарья Табачникова (на фото). 

Немного истории

Когда-то в Петербурге не было велосипедистов. На двухколесных машинах ездили дети, спортсмены или семьи катались в парках или за городом. Только где-то в начале нашего века на улицах начали появляться редкие индивидуумы на велосипедах — не дети, не спортсмены, а обычные люди в обычной одежде. Они вдруг проезжали мимо нас по обочине.

Некоторые журналисты их догоняли, и оказывалось, что человек просто едет за покупками или на работу. Интервью с патриархом велосипедного движения Петербурга Ильей Гуреевым были сродни интервью с буддийским монахом или откровениям гея. Некоторых велосипедисты раздражают и по сей день. 

Сейчас, по данным разных маркетинговых исследований, на руках у петербуржцев около двух миллионов велосипедов. И это, наверное, правда, потому что только в семье корреспондента «ВП» их четыре.

К концу нулевых стало ясно, что велосипедистам тесно на дорогах и на тротуарах, что им негде оставить своего железного коня. Разумные люди начали говорить о том, что в городе нужны велопарковки и велодорожки.

Мы помним ключевую дату: 12 июля 2009 года на Петроградской стороне по инициативе газеты «Вечерний Петербург» появилась первая велопарковка, установленная органами власти — Петровским муниципальным округом — за счет бюджетных средств. Она и до сих пор там, где ее поставили, на Пионерской улице.

В том же 2009 году, в сентябре, открылась первая городская велодорожка не в парковой зоне — в Купчине вдоль Софийской улицы, правда, она обрывается где-то посередине. Примерно в это же время начались массовые городские велопробеги. 

В мае 2012-го велосипедистам разрешили парковать своих железных коней на перехватывающих автостоянках. 

В мае 2013 года Смольный впервые выделил средства на установку велопарковок. Тогда же Октябрьская железная дорога приняла решение поставить у вокзалов и станций около 200 велопарковок. 

Потом начали появляться общественные движения и инициативы компаний, торгующих велосипедами, за развитие велосипедной инфраструктуры. Самые серьезные из этих проектов образовали недавно Велокоалицию Петербурга, в которую наряду с 2773 инициативными гражданами, политиками, рядом бизнес- и общественных проектов входит и газета «Вечерний Петербург».

В какой-то момент велосипедисты стали уже неотъемлемой частью города, и представители Велокоалиции в течение трех лет пытались доказать Смольному, что в администрации Петербурга должен быть советник по велосипедным вопросам. Теперь в Петербурге появилась должность велосоветника. Им стала Дарья Табачникова. Корреспондент «ВП» встретился с новым советником Смольного.

— Дарья, на каких условиях вы работаете?
— Я общественный советник вице-губернатора по развитию велопешеходной инфраструктуры. Общественный — это значит, что я не получаю зарплату.

— В других городах страны есть велосоветники?
— В Москве есть советник руководителя департамента транспорта Алексей Митяев.

— Понятен принцип его работы?
— Если честно, там очень сложная схема, и как он работает, не очень ясно. Но есть результаты. Велопарковки в Москве стали появляться в массовом порядке. А сейчас построена велодорожка в центре города — на Бульварном кольце.

— У вас есть какие-то обязанности?
— Еще раз напомню: я общественный советник. И здесь все зависит лично от меня. От моей инициативы. Меня допускают на профильные совещания. По понедельникам я участвую в аппаратном совещании, а потом на неделе — в совещаниях рабочей группы по общественным пространствам.

— Вы уже делали какие-то доклады?
— На первых совещаниях меня просто представили. А потом я представила отчет о развитии велосипедного движения, а также предложения по развитию велосипедного движения в Петербурге. Тут, как я понимаю, моя задача — держать руку на пульсе и вовремя вносить свои предложения.

— Вас допускают к обсуждению градостроительных проектов?
— Пока нет, но это необходимо, чтобы моя работа не была бесполезной. Сейчас я этого добиваюсь. Надо, чтобы при каждом новом строительстве проектанты учитывали велосипедную инфраструктуру. Например, при реконструкции Тучкова моста — у него широкие тротуары — можно сделать удобную велопешеходную зону. Но надо продумать съезды. Сейчас, после строительства второго входа на «Спортивную», там поставили ограждения. А  надо, чтобы на новых и реконструируемых улицах проектировались и строились велодорожки, чтобы во дворах домов, на автостоянках, у входов в торговые центры, в социальные учреждения были запланированы велопарковки. Новые общественные пространства также должны учитывать велоинфраструктуру. В идеале все это должно учитываться в Генеральном плане Петербурга отдельным приложением. Также надо организовать рабочую группу по развитию велосипедного движения из представителей органов власти и общественных организаций при вице-губернаторе.

Из ближайших задач — предусмотреть расходы на велосипедную инфраструктуру в бюджете на 2016-й и последующие годы.

— Я несколько раз слышал словосочетание «общественные пространства». А что это?
— Это то, что между домом и работой. Места, предназначенные для отдыха, общения, культурного досуга, спорта, развлечений. И эти места должны быть рядом с жилыми массивами. Это термин из урбанистики.

— Насколько я знаю, вы получили диплом магистра урбанистики. Опять же термин на слуху, но что он означает?
— Это комплексный взгляд на город с разных точек зрения — с точки зрения экономики, транспортного развития. Создавая место, надо понимать, что здесь будет, какие люди будут им пользоваться, что им понадобится и что здесь будет через 50 лет. С точки зрения урбанистики можно смотреть на целый город, а можно на небольшое общественное пространство.

— Что-нибудь можно сказать о существующих в Петербурге общественных пространствах с точки зрения урбанистики?
— Малая Конюшенная улица. Непонятно, зачем ее вообще превратили в пешеходную зону. Да, там есть какой-то ландшафт, стоит какая-то малая скульптура. Но зачем они? Людям по этой улице некуда идти, на этой улице нечего посетить и никуда не зайти. Но перспективы есть. Ее можно оживить и сделать настоящим общественным пространством.

— Еще один момент. Вы неоднократно заявляли, что в центре Петербурга велосипедистам может быть комфортно. Как с нашими узкими...
— Широкими. У нас широкие улицы. И очень широкие полосы для автотранспорта. Например, велодорожку на Бульварном кольце удалось построить за счет сужения автомобильных полос. У нас они до 3,5 метра ширины. В Европе — 2,8 метра. Они без велодорожек намеренно их сужают, чтобы машины не разгонялись. Если в Петербурге сузить полосы до европейского уровня, на многих улицах могут появиться велодорожки.

— Правда, надо будет решить проблемы с парковками у обочин…
— Вроде уже начали решать. С осени должен заработать пилотный проект платных парковок.

— Платно или бесплатно — машины все равно будут стоять у обочин. Или на велодорожках, раз уж даже на тротуарах стоят. У нас очень много машин...
— Неважно, сколько в городе людей, сколько машин. Любой город можно сделать удобным для всех — пешеходов, велосипедистов, автомобилистов. Что касается машин, то тут нужна культура автомобилепользования. Во многих странах автомобили в семье — только для поездок за город. У нас... Вы сами знаете. Способность пересесть с личного автомобиля на общественный транспорт — это культура.

— Ну, для этого нужен предсказуемый общественный транспорт…
— Согласна. С большими автобусами первые шаги уже делаются. Местонахождение каждой машины теперь можно увидеть на интерактивной карте, привязанной к конкретным остановкам. А вот маршрутки — это ужасно. От них необходимо избавляться. Они непредсказуемы, они плохо ездят, они неэкономичны с точки зрения наполняемости пассажирами.

— Но согласитесь, что и велосипедистам нужна культура вождения…
— Безусловно.

— Может, им права придумать?
— Ни в коем случае. Такого нет ни в одной стране мира. Здесь нужна социальная реклама, нужно обучать велосипедистов культуре вождения, привлекать к изучению ПДД. Ведь если они будут ездить не по правилам, им никакие велодорожки не помогут.

— Дарья, вот вы экономист, у вас есть своя работа. Почему вы занялись всей этой велосипедизацией? 
— Несколько лет назад я съездила к подруге в Гамбург. Он чем-то похож на Петербург. Только с велосипедной инфраструктурой там все иначе. Причем появилась она за какие-то 5 — 7 лет. Вернулась домой. Села на велосипед. Начала, как все, кататься по выходным. Потом начала ездить на работу. В центре из-за поребриков по тротуарам ездить невозможно. Стала ездить по дорогам.

— По-моему, вы не ответили на мой вопрос… Зачем вам это? Из любви к велосипедам? Из-за карьеры в Смольном, в политике? Это было бы логично, но так ли это? Ответьте, пожалуйста, почему вы взвалили все-таки на себя эту тему?
— Я начала заниматься велосипедизацией потому, что никто этим не занимался, а тема хорошая, город от велосипедной инфраструктуры получает массу плюсов и никаких минусов. У нас не было принято ездить на велосипеде просто потому, что такое никому не приходило в голову, хотя Петербург идеально подходит для этого. Захотелось продвинуть процесс, ускорить. Оказалось, что если идею разделяет множество людей, нужно просто их объединить и донести эту мысль.

— Теперь вы еще взвалили на себя нагрузку общественного советника. Вы идеалист?
— Наверное, да. И пока получается.

— Последний вопрос. Как избавиться от велосипедных воров?
— Ну, это дело полиции. Но, с другой стороны, если человек ездит на дорогом велосипеде, оставляет его на улице, зная, что замки для воров не проблема... Ну не надо же быть совсем оголтелыми идеалистами! У меня, например, старый удобный недорогой городской велосипед, на который никто не позарится и который я могу ненадолго пристегнуть на улице.

***

Из отчета велосоветника Петербурга аппарату вице-губернатора Игоря Албина о развитии велодвижения в Северной столице

«В Петербурге есть несколько велодорожек общей протяженностью 30 километров. Они не связаны между собой, никуда не ведут и обрываются перед каждым перекрестком. Также в Петербурге насчитывается около 1000 велопарковок, установленных КРТИ по инициативе «Велосипедизации Петербурга».

«Количество велосипедов в Петербурге — около 2 миллионов, что сравнимо с количеством автомобилей. Количество людей, регулярно ездящих на велосипеде по делам, составляет 250 — 300 тысяч человек. Средняя длина поездки на велосипеде составляет 7 километров в одну сторону. Среди велосипедистов 65% мужчин и 35% женщин. Основные причины, по которым люди ездят на велосипедах, — быстрота и удобство».

«В 2014 году проведены предпроектные работы по трассировке городских велосипедных маршрутов по 16 направлениям. До 2025 года планируется построить 70 километров велосипедных дорожек. В 2015 году планируется построить около 10 километров велодорожек по результатам предпроектных работ (на Бухарестской улице от улицы Олеко Дундича до улицы Турку и на проспекте Ветеранов от улицы Пионерстроя до дома №23 по проспекту Ветеранов)». 

Предложения велосоветника о том, что можно успеть сделать в 2015 году

— построить велопарковки у Смольного и Законодательного собрания;

— выпустить брошюры для велосипедистов и к 1 сентября передать их в школы и университеты;

— организовать велосипедную инфраструктуру в новых общественных пространствах (где необходимо);

— отремонтировать существующие велодорожки;

— привлечь чиновников Смольного к участию в велосипедных мероприятиях — велопрогулках и велопробегах;

— осуществлять информационную поддержку важных велосипедных мероприятий и социальную рекламу по безопасности движения велосипедистов.

Опыт Москвы по внедрению велосипедной инфраструктуры

  • в планах — 727 километров велосипедных дорожек для реализации до 2020 года; 
  • в 2013 — 2015 годах установлено около 3000 велосипедных парковок;
  • в 2015 году при капитальной реконструкции 44 улиц будет внедрена велосипедная и улучшена пешеходная инфраструктура; 
  • в 2015 году сделана велополоса на Бульварном кольце за счет сужения автомобильных полос с 3,5 до 3 метров;
  • с 2014 года действует бесплатный провоз велосипедов в наземном городском транспорте;
  • с 2013 года действует бесплатный провоз велосипедов в электричках с 11 до 16 часов, в электричках установлены крепления для велосипедов;
  • в 2015 году появятся закрытые боксы для долгосрочного хранения велосипедов во дворах и у транспортно-пересадочных узлов (бесплатное использование по карте «Тройка»).

 

↑ Наверх