Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 июля 2024

Петербург — родина российского хулиганства

Об этом в своем трактате «Петербургский текст» (который дал название фестивалю, прошедшему в нашем городе в третий раз) говорит филолог Владимир Топоров

Устами градоначальника...
Но речь, конечно, не о бытовом хулиганстве, а об артистическом, богемном. Поучаствовать в круглом столе, посвященном этой теме, пригласили людей, которым в этом смысле есть что вспомнить — одного из основателей группы «Хеленукты» и главного идейного хулигана 60 — 70-х годов Владимира Эрля, одного из президентов «Клуба Любителей Изабеллы» (в смысле, вина) Валерия Земских, художника Кирилла Миллера, писателей Сергея Носова и Александра Мелихова.

Историк Юрий Басилов рассказал, откуда есть пошли хулиганы в Петербурге и что это слово было впервые упомянуто петербургским градоначальником фон Велем в 1892 году. Участники согласились, что надо различать просто хулиганство и хулиганство как культурный жест, который, по сути, становится хеппенингом (тут вспомнили пресловутую группу «Война»). И отправились во двор, где предполагался перформанс «Барышня и хулиганы». Там под песню Виктора Цоя «Мама — анархия, папа — стакан портвейна» можно было нарядиться в розовый дождевик, позволить, чтоб тебе разрисовали лицо, и хлебнуть горячительного из пластмассовой емкости.

Как Настасья Филипповна с Крокодилом встретилась
Другой корреспондент «ВП» исследовал литературные урочища на заседании научной конференции в Музее Набокова. Здесь действие было не таким ярким, но не менее интересным. Вместе с журналистом, членом Топонимической комиссии Алексеем Ерофеевым мы прогулялись по Бармалеевой улице и выяснили, что страшный разбойник имеет самые что ни на есть русские корни. Историк Владимир Лапин рассказал о том, как менялись звуки и запахи Петербурга на протяжении 300-летней истории города. Поэт Дмитрий Григорьев поделился воспоминаниями о литературных «салонах» недавнего прошлого, когда таковыми становились и кухни в хрущобах, и котельные.

 

Выпускники Театральной академии (курс Вениамина Фильштинского) показали перформанс «Барышня и хулиганы». Фото: Галины Артеменко

Интерактивная игра «Путешествие по Петербургскому тексту» потребовала от участников не только знания русской классики, но и остроумия, находчивости, умения мгновенно «влезть в шкуру» литературного героя, сценических способностей. Придумать за 10 минут и сыграть сцену встречи, скажем, Рассеянного с улицы Бассейной и Сонечки Мармеладовой или Настасьи Филипповны с Крокодилом… не знаю, как вы, я бы не взялась. Но у студентов все получилось.

 

 

Вручение литературной премии имени Гоголя проходило в рамках «Петербургского текста» во второй раз. Ее лауреатами стали петербургский писатель и переводчик Вера Кобец с книгой «Прощание», Наталия Соколовская с книгой «Любовный напиток», Илья Бояшов с «Каменной бабой», Андрей Степанов и Ольга Лукас с плутовским романом «Эликсир князя Собакина» и Александр Мелихов с романом «Тень отца».

Галина Артеменко, Наталия Перевезенцева
↑ Наверх