Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

Петербург подарит Афону картину

Художник Вячеслав Чеботарь вдохновился Ватопедским монастырем

В конце октября прошлого года делегация Фонда Андрея Первозванного привезла в Петербург православную святыню из Ватопедского монастыря на Афоне — золотой ковчег с поясом Пресвятой Богородицы. Это событие вдохновило известного петербургского художника, автора сверхкартины «Покаяние и Единение» Вячеслава Чеботаря на поездку в Ватопедский монастырь и создание нового произведения искусства.

Во время создания картины художник молился и прикладывался к святыням.

 

«У меня самые живописные впечатления от Афона, от Ватопедского монастыря — там сохранились исторические архитектурные наслоения, что очень интересно для художника, — охотно делится эмоциями Вячеслав Чеботарь. — Там сохранились традиции, сохранились великие святыни — пояс Пресвятой Богородицы, часть Животворящего Креста Господня, частица мощей святого Григория Богослова и другие мощи, которые после службы выносятся для поклонения верующим».

Чтобы добраться до Афона,  художник проделал сложный путь, но был вознагражден: всего за две недели он написал монументальное полотно — триптих «Божественная литургия», чем удивил даже святых отцов — они сомневались, что с такой большой работой (холст размером 2 на 2,4 м) можно так быстро справиться. Кстати, монахи отмечали, что Чеботарь, не зная монастырских стен, выбрал самые замечательные места, и всячески помогали ему: не было мольберта (художник привез с собой только холст) — подсказали, где взять, не взял с собой скипидара (в самолете не разрешается провозить горючие жидкости) — помогли найти разбавитель. «А когда я стоял против солнца — просвечивал холст, и монахи дали картон, чтобы можно было его заложить с обратной стороны картины, — замечает Вячеслав Павлович. — То есть было несколько технических мелочей, из-за которых картина могла и не состояться, но все прошло успешно, ведь я молился, прикладывался к святыням. К тому же погода стояла замечательная — несмотря на зиму, было ощущение весны, жужжали пчелы, пели птицы».

Триптих «Божественная литургия» вскоре займет место в музее Ватопедского монастыря.

На картине — Ватопедский монастырь во время литургии: центральная часть триптиха — ночная служба, левая часть — утренняя литургия, а правая часть — вечерняя молитва. «Здесь три мотива объединены в одном, хотелось через архитектуру монастыря передать особое состояние Божественной литургии, — поясняет свое творение художник. — Служба в монастыре очень интересная: огромные кадила из посеребренной бронзы имеют эффект зеркального отражения — они распространяют свет, мерцают крутящиеся лампады и возникает ощущение исчезновения земной гравитации».

Художник показал свое творение настоятелю, и тот сказал, что хотел бы, чтобы картина заняла место в монастырском музее. «Мы договорились с настоятелем архимандритом Ефремом, что картина вначале побывает в Петербурге, ее покажут петербуржцам и гостям города, а потом повезут на Афон и преподнесут в дар Ватопедскому монастырю», — рассказал Вячеслав Павлович.

И вот сегодня, 22 марта, живописный триптих «Божественная литургия» на территории Александро-Невской лавры будет выставлен в духовно-просветительском центре «Святодуховский».

Людмила КЛУШИНА, фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх