Газета выходит с октября 1917 года Saturday 20 июля 2019

Петербург получил главного художника

Дизайнер Александр Петров займет конфликтное место, пустующее ровно четыре года

Вчера в комитете по градостроительству и архитектуре Петербурга журналистам был представлен человек, в адрес которого следует метать критические стрелы, когда горожане звонят в «дорогую редакцию» и просят хоть что-то предпринять с тем визуальным мусором и безвкусицей, что заполонили среду мегаполиса, гордо именующего себя культурной столицей РФ.

Кандидатура Александра Петрова одобрена тремя творческими союзами Петербурга.

Парадокс, но такого человека на берегах Невы не водилось уже четыре года. Именно в сентябре 2009 года последний главный художник — Иван Шереметьев — покинул кабинет на площади Ломоносова, 2. И далее в комитете по градостроительству и архитектуре решили обходиться без этой ключевой для города фигуры. Надо сказать, изначально конфликтной и отважной — способной обуздывать аппетиты акул рекламного бизнеса. С учетом того, что наружной рекламой в городе верховодил комитет по печати Смольного, возможности человека с площади Ломоносова были невелики.

В мае 2013 года в Петербурге был назначен новый главный архитектор — московский варяг Олег Рыбин. Одной из первоочередных задач Олег Рыбин поставил возвращение должности главного художника в Петербург. На чем настаивали и члены Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга.

Лето ушло на переговоры с тремя творческими союзами города — архитекторов, художников и дизайнеров. Как сообщил вчера Олег Рыбин, найденная фигура получила одобрение всего «триумвирата», а также администрации города. Главным художником объявлен 58-летний Александр Петров, в недавнем прошлом главный дизайнер-архитектор конструкторского бюро высотных и подземных сооружений (КБ ВиПС).

Представляясь прессе, Александр Глебович сразу позиционировал себя как патриот города: сообщил, что в детстве жил на углу Мойки и Невского, учиться начинал именно в той школе, на которой мемориальная доска «Эта сторона улицы наиболее опасна при артобстреле». Дизайнерское образование Александр Петров получил в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. Мухиной. Имеет награды престижных международных профессиональных конкурсов и звание заслуженного художника России.

Главный художник опроверг циркулирующие в прессе слухи о своей причастности к дизайну Мариинки-2. «Это канадский проект, который ВиПС адаптировал под наши строительные нормы и правила, требования пожарной и санитарной безопасности», — пояснил Александр Петров роль питерского КБ в сооружении колосса на Крюковом канале.

К своим новым обязанностям Александр Петров приступит в ноябре. Сейчас он берет паузу для изучения ситуации. Более всего его беспокоит хаотичное размещение рекламных носителей, стендов и вывесок в городе. При этом речь идет не только об историческом центре, на здания которого распространяются охранные требования КГИОП. Борьбу с «визуальным мусором» КГА намерен распространить и на периферийные районы, сказал главный архитектор города Олег Рыбин.

На вопрос «ВП» о своем городе-эталоне в деле оформления городской среды Александр Петров ответил, что нам следовало бы ориентироваться на центр Парижа, где «нет крикливой рекламы и есть деликатные вывески».

Комментарии

Владимир Винакмен, выпускник факультета дизайна СПбГХПА им. А. Л. Штиглица, однокурсник Александра Петрова:
— Александр еще в студенческие годы отличался своеобразием и неожиданностью композиционных решений. Я имею в виду, что есть шаблонные поверхностные решения, а есть то, что выходит за рамки традиционных представлений. Именно это, а не стайлинг, не «причесывание» формы, и есть настоящий дизайн. Надо сказать, что не все преподаватели ценили те нестандартные решения, которые предлагал в своих работах Саша. Но это естественно — вокруг любого нового и необычного явления всегда собираются толпы как сторонников, так и противников. Что и доказывает, например, история с Мариинкой-2 — одним из проектов, в работе над которым принимал участие Александр Петров.

Александр Кузьмичев, выпускник того же факультета дизайна, однокурсник и друг Александра Петрова:
— Саша поступил в «Муху» не сразу после школы и, как, впрочем, многие, не с первого раза. Сколько раз он поступал, я не помню. Но у него к тому моменту уже было одно образование. Кажется, инженерное. И это очень хорошо, потому что он, когда создавал тот или иной проект, уже понимал и видел, как можно его воплотить. Он видел это сразу, чем не многие студенты могли похвастать. Как я говорил, Саша был уже зрелым человеком, когда начал учиться на факультете. У него была семья, которую нужно было кормить, поэтому вскоре он перевелся с дневного на вечернее отделение. Совмещал учебу и работу. И после окончания вуза начал активно участвовать в различных профессиональных конкурсах, в том числе международных, получать награды и призы за свои работы. Придумал множество вещей, необычных и интересных. Например, он изобрел такую специальную палку для катания на роликах. Ее нужно держать между ногами и отталкиваться, получаешь дополнительное ускорение — оригинально и в то же время просто. Саша совсем не похож на чиновника, каким его себе обычно все представляют. Это человек, которому по складу души, по взгляду на мир не дашь больше 30 лет. И его проще представить на велосипеде или на тех же роликах, чем в костюме и с портфелем. И еще хочу сказать, что у Саши какой-то удивительный дар общения. Он очень внимателен к собеседнику, а если говорит «нет», всегда объясняет почему. И предлагает варианты. Что касается участия Александра в работе над проектами Мариинки-2 и многострадального стадиона «Зенита» — а информация о причастности к ним будущего главного художника города многих приводит в ужас, — я хочу сказать, что не нужно преувеличивать Сашину роль. Одними только бумагами к проекту Мариинки-2 можно набить целый автобус. Представляете себе, сколько людей над ним трудились? И у Саши был свой крошечный участочек этой работы. Но вовсе не он придумал, как в итоге должно выглядеть здание!

↑ Наверх