Газета выходит с октября 1917 года Monday 6 мая 2024

Петербург стал «столицей» инсультов

В год 200-летия больницы имени Н. А. Семашко ее руководители готовятся к масштабной реорганизации

«Особое внимание обращал я на приискание медика к замещению штаб-лекаря по штату Дворцового правления и больницы, поставляя главным условием, чтобы он независимо от искусства имел врожденное к ближнему чувство сострадания и во всякое время каждому, имеющему до него надобность, с полною готовностью спешил бы подать скорую помощь, и начав лечение, не оставил бы больного без надлежащего наблюдения...»

Так, по утверждению краеведа города Пушкина Юрия Шмелева, подбирал главврача для Царскосельского госпиталя дворцового ведомства глава Царского Села генерал Захаржевский.

У городской больницы №38 имени Н. А. Семашко, которая и является бывшим царским госпиталем, большая история. Она была открыта 200 лет назад, 5 августа 1813 года, по приказу Александра I.

Четыре главврача за 100 лет

Многие могут подумать, что исключительным ее предназначением было лечить царедворцев. Нет, весь двор, включая челядь, должен был получать там своевременную и квалифицированную помощь. А в годы Первой мировой войны лазарет при госпитале был основным местом работы в качестве медсестер императрицы Александры Федоровны и великих княгинь Ольги и Татьяны.

Потому именно такими словами описывал министру царского двора качества главврача генерал Захаржевский. И неслучайно за первые сто лет истории госпиталя в нем сменились всего четыре начальника.

Краеведам есть что рассказать и про советский период. Но мы не будем вдаваться в историю. Больница работает. Это многопрофильное лечебное учреждение. Она обслуживает огромную территорию, а в ее отделения восстановительного лечения желают попасть пациенты со всего Петербурга. Первым на вопросы корреспондента «ВП» ответил главный врач больницы №38 Александр Гусев.

— Жители Пушкина говорят, что за последние годы больница стала лучше — отделения отремонтированы, лечение стало более квалифицированным...
— Знаете, я не хочу сейчас ворошить прошлое. Да, мы пришли, когда больница была в очень сложном положении. И стараемся сделать все, чтобы изменить ситуацию. За последние годы получали финансирование по адресным программам капитального ремонта комитета по здравоохранению, по программе модернизации. И сейчас значительная часть помещений отремонтирована. Приведены в порядок 1-е и 2-е кардиологические отделения, гинекологическое, травматологическое, 2-е неврологическое отделение, часть 1-го неврологического отделения. Отремонтировано и открыто в юбилейном для нас году амбулаторно-консультативное отделение. Полностью восстановлено историческое здание бывшей богадельни, многие годы находившееся в полуразрушенном состоянии. Отремонтированы помещения для отделения лучевой диагностики. Полностью отремонтированы отделения акушерского корпуса. Больница экстренной помощи впервые получила компьютерный томограф. По программе модернизации поступило беспрецедентное для нашего учреждения количество современного медицинского оборудования. Но впереди еще много работы.

— А что впереди? Какой вы видите больницу?
— Я вижу многопрофильную больницу экстренной помощи, с одной стороны, и центр восстановительного лечения — с другой.

— А не мало площадей?
— Да, это больной вопрос. Тем более что Пушкинский район, да и другие районы Петербурга, прирастает многоэтажками. Идет строительство в Славянке, в Шушарах, у города есть планы по строительству нового пригорода Южный. Поэтому в планах не просто расширение больницы, а строительство новых корпусов на новом месте. Многопрофильная больница на тысячу коек вырастет в районе Красносельского шоссе. Уже определена зона застройки.

— А старые, исторические корпуса?
— На них у нас отдельные планы. Здесь, в Пушкине, у больницы очень удобное расположение. Обособленная территория, много места для прогулок пациентов. И здесь планируется открыть со временем больницу восстановительного лечения. В городе не хватает коек данного профиля.

Инсультная столица

— Почему это стало настолько актуальным? — Этот вопрос я задаю заведующему неврологическим отделением №2 Виталию Ковальчуку, лучшему неврологу России 2011 года.
— Безусловно, это актуальный вопрос. Особенно данная проблема касается пациентов, перенесших инсульт, у которых в большинстве случаев серьезно нарушаются двигательные, речевые и многие другие функции.

— А почему именно Петербург?
— Наш город занимает первое место в мире по частоте и распространенности инсультов. Для иллюстрации приведу несколько цифр.

Частота инсультов в странах Западной Европы составляет 200 человек на 100 000 населения в год, в крупных городах России данный показатель колеблется от 300 до 400, в Петербурге же чистота инсультов составляет 530 человек на 100 тысяч человек.

— Почему?
— Основные причины столь печальной ситуации можно разделить на две группы: объективные, на которые мы влиять практически не можем, и субъективные, так называемый человеческий фактор, на которые мы можем и должны активно влиять.

Первая группа причин — это прежде всего географические и метеорологические. Например, Петербург и еще город Курск находятся в зонах наиболее выраженных геомагнитных аномалий в стране, с чем нередко связывают развитие как сосудистых заболеваний головного мозга, так и других неврологических заболеваний, например, рассеянного склероза. К метеорологически неблагоприятным факторам можно отнести выраженные колебания атмосферного давления. Если в других городах изменение атмосферного давления на 3 — 4 миллиметра в течение суток считается уже достаточно большим, то в Петербурге нередко фиксируются перепады давления на 10 — 12 миллиметров в течение дня, и во время таких скачков и происходит большинство сосудисто-мозговых катастроф.

К причинам, на которые мы можем влиять, прежде всего следует отнести изъяны в системе профилактики инсультов, которая требует совершенствования и реорганизации.

— Что сами люди могут предпринять, чтобы обезопасить себя от инсульта?
— Прежде всего необходимо проходить регулярное обследование для своевременного выявления факторов риска и причин инсульта. Например, крайне важно при достижении сорокалетнего возраста регулярно проводить обследование сосудов головы и шеи, а также обследование крови относительно содержания холестерина, липопротеинов, а также состояния свертывающей системы крови.

— Но, как я понимаю, о такой массовой самодиспансеризации можно только мечтать?
— Действительно. К сожалению, люди к своему здоровью относятся зачастую не совсем ответственно, в отличие, например, от отношения к своим вещам. Согласитесь, парадоксальная ситуация! Все это приводит не только к высокому количеству инсультов, но и к массе других проблем, например, к острому дефициту коечного фонда для проведения реабилитации данной категории пациентов. На данный момент очередь на госпитализацию в отделения неврологической реабилитации достигает 1,5 года.

— В чем особенность восстановительного процесса в вашем отделении?
— Прежде чем открыть отделение, мы провели достаточно скрупулезный анализ мирового опыта и решили создать отделение, реабилитационный процесс которого базируется на гармоничном сочетании и равнозначном участии всех основных современных видов и методов физической, физиотерапевтической, логопедической, психотерапевтической, медикаментозной реабилитации. Кроме того, год назад благодаря госпрограмме модернизации и усилиям администрации больницы нам удалось приобрести уникальное оборудование.

И это привело к положительным результатам. За годы деятельности нашего отделения восстановительное лечение в его стенах прошли 11 тысяч человек, у 88% пациентов, что составляет почти 10 000 человек, отмечалось значительное восстановление двигательных, чувствительных, речевых и многих других функций. Особо значимый для нас показатель: из 2200 полностью парализованных пациентов 1900 человек покинули стены отделения самостоятельно, своим языком благодарили сотрудников отделения, делились планами на будущее и в конечном итоге вернулись к активной повседневной жизни.

↑ Наверх