Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

Петербургская яхта «Броненосец» второй год подряд выигрывает чемпионат мира

А наш молодежный экипаж, выступавший на яхте «Царь Петр» и лидировавший после первого дня, в итоге стал пятым

В Испании, в заливе Пальма у острова Мальорка, завершилась регата «Copa del Rey», в рамках которой проходил второй по счету чемпионат мира в классе «Gazprom Swan 60». Победила яхта «Броненосец», приписанная к Яхт-клубу Санкт-Петербурга. Экипажем победителя командовал командор яхт-клуба Владимир Любомиров. Для экипажа «Броненосца» это уже второй подряд чемпионский титул.

Награды победителям вручал лично король Испании Филипп VI — как и его отец, недавно отрекшийся от испанского престола Хуан-Карлос I, в прошлом профессиональный яхтсмен, участник Олимпийских игр.

Класс «Gazprom Swan 60» разработан финской компанией «Nautor Swan», а строительство яхт спонсируется «Газпромом». Судно это, как позиционирует его компания-создатель, «отличная гоночная яхта со всеми удобствами круизной». Длина ее 18,5 метров, или 60 футов — отсюда и название класса, вес 21,5 тонн, она может развить скорость до 12 узлов (23 км/час) и выше.

«Это монотип — все яхты совершенно одинаковы и ходят по дистанции с одинаковой скоростью, так что результат зависит от мастерства экипажа и удачи», — перед началом соревнований прокомментирует шкипер яхты «Броненосец», командор Владимир Любомиров.

Кстати, «Броненосец» — первенец класса, и не случайно он отправился в Петербург. А всего в настоящее время на воду спущено девять яхт этого класса.

Знаковое соревнование, в котором участвуют яхты класса «Gazprom Swan 60» — гонка «Nord Stream Race» на Балтийском море, проходящая вдоль трассы газопровода «Северный поток». С прошлого года класс этот признан Международной федерацией парусного спорта (ISAF), и в нем проводится чемпионат мира. А первым чемпионом мира стал именно питерский «Броненосец».

В этом году чемпионат мира прошел в рамках регаты «Copa del Rey» («Королевский кубок»). Это одна из наиболее масштабных и самых престижных регат в Европе, она проводится ежегодно с 1982 года. Бессменный организатор регаты, Королевский морской клуб Пальмы, является старейшим и самым крупным яхт-клубом на Балеарских островах. С 1984 года в соревнованиях ежегодно принимает участие бывший король Испании Хуан Карлос I, позже к нему присоединился сын — нынешний король Испании Филипп VI, который и награждает победителей.

В нынешней регате приняли участие спортсмены из 22 стран мира, которые соревновались в восьми классах яхт на трех дистанциях в живописном заливе Пальмы — по мнению многих из участников кубка, одной из лучших акваторий в районе Балеарских островов. В гонке в классе «Gazprom Swan 60», имеющей статус чемпионата мира, приняло участие семь яхт, из них три российских, в том числе две питерских — вышеупомянутый «Броненосец» и «Царь Петр».

Точнее, «Tsaar Peter» — так по-голландски называется яхта, потому что первоначально предполагалось, что ее владельцем станет Королевский яхт-клуб Нидерландов, а в итоге она так же, как и «Броненосец», оказалась в Яхт-клубе Санкт-Петербурга. И стала тренировочным полигоном для молодых российских яхтсменов, которые набираются опыта и выходят на топ-уровень в профессиональном парусном спорте в рамках проекта «Gazprom Youth Sailing Challenge».

Именно молодые россияне, среди которых было немало петербуржцев, едва не сотворили сенсацию на чемпионате мира. В первой же гонке «Царь Петр» под командой шкипера и «играющего тренера» молодой команды, призера чемпионатов мира в олимпийских классах яхт Сергея Бородинова занял второе место, а во второй гонке вообще финишировал первым! На руле стоял перспективный питерский яхтсмен Вячеслав Мартынов.

«Ничего удивительного — у меня за спиной наставник высочайшего уровня», — объяснил успех Слава, ставший в свой 21 год самым молодым рулевым чемпионатов мира.

Увы, в дальнейшем молодой задор был побит опытом. В активе «Петра» только одно третье место, а так в основном пятые и шестые и даже одно последнее.

«Ребята до этого гонялись на легких яхтах олимпийских классов, вес которых не превышает сотни килограммов, а тут яхта весом за 20 тонн. Она медленно сбрасывает скорость, но также медленно ее набирает. Поэтому, чтобы выйти на новый курс без потери скорости, надо переложить руль заранее, а когда — рулевой должен нутром чувствовать, — объяснил последующие неудачи шкипер и наставник молодых Сергей Бородинов. — Это приходит с годами тренировок. А у мальцов на то, чтобы познакомиться с новой яхтой, было всего десять дней».

Тем не менее, «мальцы» в итоге заняли вполне почетное пятое место. А чемпионом мира во второй раз стал «Броненосец», после относительных неудач первого дня — 4-го и 3-го мест — выигравший три гонки подряд и опередивший почти в два раза по очкам ближайших преследователей — еще одну российскую команду из Москвы, выступавшую на яхте, носящей название «Spirit of Europe».

Шкипер «Броненосца» Владимир Любомиров принял из рук короля Испании Филиппа VI чемпионский кубок — впрочем, и другие российские яхтсмены удостоились получить из рук Его королевского величества медали и почетные дипломы.

Между тем

Классические яхты в Петербург не придут

Организатор «Недели классических яхт» — Яхт клуб Санкт-Петербурга — на своем сайте объявил о том, что фестиваль старинных яхт, который до этого уже два раза с большим успехом прошел в нашем городе, в этом году проведен не будет. Причина донельзя банальна — слишком малое число заявившихся на участие в «Неделе» экипажей.

Увы старинные яхты в этом году в Неву не войдут и Морского фестиваля не будет

Причем директор регаты Елена Соловьева, координатор различных проектов Яхт-клуба Санкт-Петербурга, подчеркнула, что причина вовсе не в антироссийских санкциях и, как следствие, отказе зарубежных яхтсменов принять участие в «Неделе» классических яхт.

«В прошлом году из 18 заявившихся яхт зарубежным был только один экипаж из Финляндии — яхта «Friendship», — подчеркнула г-жа Соловьева.

Причина, по ее словам, в том, что парусный календарь этого года слишком насыщен, поэтому число экипажей, пожелавших принять участие в нынешней «Неделе», существенно меньше прошлогоднего — всего три официально заявившихся яхты, а еще около десятка на словах обещали прибыть на регату.

Впрочем, успокоила Елена Соловьева, гонки классических яхт (напомним, это парусники, построенные до 1965 года, или же в наше время, но по чертежам и с использованием принятых в то время материалов и технологий) в этом году все-таки пройдут — в Ломоносове, в рамках Ораниенбаумского парусного фестиваля, в конце августа.

Однако приуроченного к «Неделе классических яхт» грандиозного Морского фестиваля в Петропавловской крепости, с парадом старинных парусников, исторической реконструкцией морского боя, а также исполнением морских песен в стиле «шанти» в этом году не будет — о чем остается лишь пожалеть.

↑ Наверх