«Петербургские грезы» продлятся полгода
Музыкальный Петербург отмечает юбилей Успенского
Cегодня открывается фестиваль «Петербургские грезы Владислава Успенского», приуроченный сразу к двум юбилеям — 75-летию со дня рождения народного артиста России Владислава Успенского и 150-летию Санкт-Петербургской консерватории, в которой долгие годы работал Владислав Александрович, вначале преподавателем кафедры теории музыки, затем деканом теоретико-композиторского факультета, а после профессором кафедры композиции...
Ирина Тайманова (вторая справа)
поделилась воспоминаниями
о своем знаменитом
супруге — композиторе
Владиславе Успенском
Фестиваль продлится около полугода — запланировано множество мероприятий: 27 сентября в Музее театрального и музыкального искусства состоится творческий вечер профессора Петербургской консерватории вдовы и биографа Владислава Успенского Ирины Евгеньевны Таймановой, прожившей 41 год со знаменитым супругом; с октября по май 2013 года пройдет серия творческих вечеров под общим названием «Петербургские стансы Владислава Успенского» (прозвучат сочинения композитора и его учеников), а 15 октября в Малом зале Филармонии им. М. И. Глинки состоится камерный концерт с участием пианиста заслуженного артиста России Алексея Гориболя; в ноябре в Доме композитора — фотовыставка «И жизнь, и музыка, и Муза», посвященная юбиляру, а на одной из открытых площадок Русского музея будет показана камерная версия драматического мюзикла «Анна Каренина». И завершится фестивальный марафон 10 февраля 2013 года гала-концертом «Город романтиков Владислава Успенского» в БКЗ «Октябрьский» с участием Эдиты Пьехи, Александра Розенбаума, Ларисы Долиной, Ирины Мирошниченко — тех, кому посвящал свои произведения Владислав Успенский...
А сегодня днем, непосредственно в день рождения композитора, на Литераторских мостках соберутся его близкие — вдова, друзья, коллеги, ученики, чтобы почтить память этого замечательного человека.
Вечером же в Консерватории состоится «Концерт-воспоминание: о любви, о творчестве, о коллегах и друзьях». А накануне открытия фестиваля композитора вспоминали близкие друзья, коллеги, ученики.
«Успенский много сил отдал Союзу композиторов, я дня не помню, чтобы из его уст не прозвучало слово «Союз»... Еще в лихие 90-е, когда вся страна рушилась и все творческие союзы переживали тяжелейший кризис, Ленинградский союз композиторов в это время смог обеспечить себе процветание...» — рассказал ученик композитора дирижер Камерного оркестра Петербургской консерватории Алим Шахмаметьев.
Вспоминали, что когда-то его музыку называли авангардной, чересчур сложной, а сегодня — она уже классика, говорили, как он мечтал быть понятым, но о нем писали несправедливые статьи, бросали упреки, что он вариант Кабалевского, заметившего его в начале музыкального пути...
Вспоминали и о том, как Дмитрий Шостакович взял его в свои ученики, что Владислав Успенский мог создать доброжелательную атмосферу везде, где находился, и если бы он был жив, то не допустил бы, чтобы Консерваторию сотрясали скандалы... Вспомнили и его тонкий юмор, участие в капустниках...
«Он никогда не боялся быть смешным, это не каждый может себе позволить, — процитировал фильм «Тот самый Мюнхгаузен» Алим Шахмаметьев. — И он не боялся быть смешнее всех — его это совершенно не смущало. Ему, наоборот, доставляло большую радость, когда люди искренне получали от этого удовольствие. И это здорово, потому что, если человек боится выглядеть смешным или каким-то не таким, он никогда не будет Художником с большой буквы…»
«Он был автором многих капустников, — вступила в разговор Ирина Тайманова. — Помню, как они выходили с Андреем Петровым на юбилее Малого зала Филармонии и начинали играть на тарелках и ударных...
А как-то Успенский нарядился бомжем и начал обсуждать модели, которые в это время показывали на подиуме. Это было уморительно!»
Был еще случай. Однажды Успенский нарядился жестокосердной путаной — в рыжем парике с плеткой в руках — и заявил: «Мы завели гостиницу, а гостинице надо зарабатывать. Девочки, давайте за работу!» «Девочки» — музыковед Гуревич вышел и станцевал танец живота в шароварах, композитор Фиртич в фижмах сел за рояль, а сам Успенский, с вставной челюстью, в коротеньком кожаном платье с заклепками, взял плетку в руки и запел хит — «Стоят девчонки, молчат в сторонке, платочки в руках теребят». Зал ухохатывался...
Но главное его достоинство было — не делать композиторов, похожих на себя, говорит Ирина Тайманова. Она называет Успенского человеком чеховского склада — родился в Омске, учился в Москве, но стал истинно петербургским интеллигентом.
Notice: Undefined offset: 0 in /var/www/vhosts/vppress.ru/application/modules/default/views/helpers/Author.php on line 37
Фото: Клушина Людмила
Метки: Про Петербург Про петербуржцев Памятная дата Музыка Фестивали
Важно: Правила перепоста материалов