Газета выходит с октября 1917 года Saturday 20 апреля 2024

«Петербургский рынок как будто специально почистили»

После серии банкротств турфирмы готовятся работать по-новому

После серии банкротств крупных и не очень туристических фирм, в результате чего число туроператоров в стране сократилось на 20%, по заданию правительства РФ Минкультуры разработало проект поправок в Закон «Об основах туристской деятельности». На его обсуждение отводился месяц, срок истек 16 октября. Теперь проект будет представлен на рассмотрение Госдумы.

Суть поправок сводится к нескольким положениям.

Теперь туроператоры должны будут предоставлять подтвержденную аудитором годовую бухгалтерскую отчетность с раскрытием «общей годовой цены туристического продукта в сфере выездного туризма за отчетный год». Под этим понимается общая стоимость проданных за год туров без учета НДС и других налогов, увеличивающих цену.

Ожидается, что многие турфирмы направят усилия на развитие внутреннего туризма.

Меняется и размер страхового финансового обеспечения туроператоров в сторону увеличения. По проекту, он не может быть меньше 500 000 руб. для туроператоров, работающих на внутреннем рынке. Для компаний, работающих в сфере выездного туризма, — 3% (в 2015 году) и 5% (с 2016 года) от «общей годовой цены туристического продукта». Минимальная фингарантия составит 50 млн. руб. Также предлагается ввести финансовое обеспечение для турагентств — не менее 500 000 рублей.

Сейчас по закону для туроператоров с годовой выручкой до 250 млн. руб. фингарантии составляют не менее 30 млн. руб. При выручке выше 250 млн. руб. финансовое обеспечение должно составлять не менее 12% от суммы годовой выручки. Туроператоры, однако, считали «денежными средствами от реализации туристского продукта» лишь свое агентское вознаграждение в договорах с авиаперевозчиками и принимающими компаниями за рубежом, а не всю выручку от продаж туров. В итоге в случае банкротства оператора финансового обеспечения обычно не хватает.

Главное предложение Минкультуры — туроператор обязан выдавать туристу обратный билет.

Также ведомство предлагает создать реестр турагентств и договоров о продаже туристических продуктов, а туроператоры должны отчислять от 100 000 до 500 000 руб. в фонд «Турпомощь», который занимается экстренной эвакуацией туристов, когда их туроператор приостанавливает работу. Сейчас взносы ограничиваются 100 000 рублей.

Представители туристической отрасли считают, что предложенные Минкультом поправки помогут лишь отчасти, государству предстоит скрупулезная работа, чтобы отладить дающий сбои механизм туристической отрасли.

Наш корреспондент побеседовала с ведущим менеджером одной из крупных турфирм, которая удержалась на плаву, когда другие рухнули, — Анной Желяевой. Это интервью — взгляд изнутри на то, что происходит в туриндустрии, и некоторые прогнозы на будущее.

Туристические фирмы, которые работают на одном направлении, пострадали от кризиса меньше.

Туристов охватила паника

— Так до сих пор до конца и непонятно, почему практически в одночасье в Питере рухнули, по сути, все крупные туроператоры?
— Еще в начале года были экономические предпосылки, которые не в лучшую сторону отражались на нашей работе: туры продавались тяжело, поэтому никто не строил оптимистических планов на лето. С февраля к тому же курсы валют поползли вверх. Как известно, из-за этого стоимость всех туров автоматически пересчитывается. А курсы основных валют с января выросли более чем на 15 процентов, поэтому все туры всех операторов на столько же подорожали. То есть уже в январе — феврале появились кризисные предпосылки. А потом последовал запрет на выезд силовиков, и хотя, если смотреть в процентах, может быть, их совсем не много, но надо признать: это достаточно обеспеченная часть населения, которая имела возможность систематически выезжать за границу.

— Но ваша фирма, к примеру, не разорилась?
— Да, мы держимся. Но в ситуации, когда спрос не просто уменьшается, он практически останавливается — работать крайне трудно. Сейчас туристов охватила паника, они не знают, что будет дальше, они не верят никому, и эти настроения подогреваются СМИ. Поэтому идти за турами в турфирмы отваживается сейчас минимальное число людей. Наша фирма работает на определенном узком направлении, поэтому у нас не столь существенное уменьшение.

Почему полетели первыми крупные организации? Потому что контракты на чартеры заключаются за год, в лучшем случае за полгода. То есть все места на рейсы выкупаются за год, фирмы оплачивают все своими деньгами. То же самое происходит и с номерами в отелях, которые также бронируются за год, минимум за полгода, с отелями также заключаются контракты, вносится предоплата. Это невозвратные деньги. Вот и на нынешнее лето все чартеры были заказаны и места в гостиницах забронированы. А потом туроператоры столкнулись с ситуацией, когда спроса практически нет. А у фирм при этом — штат, аренда престижных офисов в центре города. Что делать? Неделю ты свои деньги платишь, месяц, два в надежде, что туристический поток вырастет. Но этого не происходит…

У нашей фирмы такой ситуации не было, потому что мы не покупаем большие чартерные самолеты, мы работаем с Европой на регулярных рейсах.

Когда крупные операторы оказались в такой ситуации, они обратились к банкам: помогите пережить это время, пока спрос не возобновится, он все равно есть, но просто он отложенный. К сожалению, все банки в кредитах отказали. Нашей фирме повезло, что принимающая компания на месте, в Великобритании, — тоже наша, входит в наш холдинг, то есть вся цепочка — наша, мы не зависим от сторонних партнеров, как многие другие. Наша принимающая компания работала и с «Солвексом», и с «Невой», и тоже возникла такая ситуация, когда «Нева» не оплатила экскурсионное обслуживание. Билеты на самолет у туристов куплены, а больше ничего не оплачено, поэтому мы помогали туристам: некоторые из них готовы были еще доплатить, чтобы только тур не сорвался.

Теперь в выигрышной ситуации оказались так называемые нишевые туроператоры, которые работают в узком сегменте и поэтому меньше рискуют. Сейчас туры покупают в основном корпоративные клиенты, группы, но в целом все печально. Тем не менее мы смотрим в будущее с долей оптимизма. Рынок в конце концов придет в себя, и мы надеемся, что после Нового года отложенный спрос начнет возвращаться.

После введения санкций отказов не стало больше

— Сейчас Европейский союз вводит визы, для получения которых нужны отпечатки пальцев. Это, на ваш взгляд, значительно усложнит процесс?
— Для оформления английской визы уже не один год требуются отпечатки пальцев. Это никак не влияет на время выдачи, на цену и на количество отказов.

— А введение санкций как-то повлияло?
— За период после введения санкций количество отказов не стало больше. На выдачу виз в США, Англию, Европу политическая ситуация никак не повлияла.

— Сейчас разработан проект поправок к закону о туризме, в которых, в частности, предлагается повысить страховые суммы, выплачиваемые туроператорами...
— Когда наступает случай банкротства, то сразу подключается страховая компания, в которой фирма застрахована. Но страховые компании после того, что произошло, просчитали риски и решили, что для них этот бизнес вообще не интересен, и сейчас практически не найти страховую компанию, готовую продлить договор с туроператором. А это — обязательное требование. Турфирма обязана продлевать договор о страховании раз в год. Если она этого не сделает, то выпадет из реестра туроператоров, а следовательно, не сможет продолжать деятельность.

Но страховые компании категорически не хотят продлевать договоры. И их можно понять. Сейчас государственные органы прорабатывают этот вопрос, и к тому же хотят ввести страхование не только туроператоров, но и турагентов. Есть предложения страховать каждый тур. Скоро будет ясно, к чему в итоге придут. Скорее всего после всех нововведений туры станут еще дороже, что не лучшим образом отразится на спросе. Сейчас уже произошло серьезное подорожание на массовых направлениях — таких как Египет, Греция, например.

Обанкротившаяся первой турфирма «Нева» застраховалась в небольшой московской компании, у которой сейчас отозвали лицензию, и никто от нее ничего не может уже получить.

Москвичам открыты двери на петербургский рынок

— Арестовали некоторых владельцев разорившихся компаний...
— Если говорить о последних трех крупных банкротствах: «Солвекс», «Верса», «Атлас», то жалко, что их больше нет на рынке. Это были очень хорошие компании, где работали реальные профессионалы, где производился уникальный продукт в Санкт-Петербурге. Мне лично их продукт нравился гораздо больше, чем тот, который предлагали москвичи. Московские фирмы давно хотели прийти на наш рынок, теперь у них появилась такая возможность, конкуренции практически нет. Это наводит на определенные мысли. Петербург-ский рынок будто специально почистили.

— Премьер-министр заявил, что государство будет поощрять компании, которые развивают внутренний туризм…
— Вполне вероятно, что сейчас, в условиях, когда внешний туризм переживает стагнацию, многие фирмы направят усилия на развитие внутреннего туризма. Посмотрим, как это у них получится.

— И все-таки, на ваш взгляд, что ожидает отрасль в ближайшем будущем?
— Сейчас туроператоры ждут поддержки от государства. Пока что оно, по сути, ничем не помогло отрасли. Пару лет назад, когда пошла волна банкротств банков, государство взяло на себя обязанность помочь им финансово, а сегодня, кроме обличающих новостных сюжетов, никакой помощи не последовало. Это привело к тому, что компаниям, которые остались на рынке, работать стало еще тяжелее. Это информационное давление действует очень негативно.

— А с поправками, которые предлагает правительство, вы согласны?
— В принципе правильный шаг — наложить и на турагентства обязанность страховаться. Сейчас агентства освобождены от всего. То есть туроператоры должны застраховать фирму, вступить в «Турпомощь», зарегистрироваться в турреестре и платить туда взносы, а турагентства ничего этого делать не должны.

Агентства, по сути, являются лишь распространителями турпродукта, сами они его не создают и не работают с партнерами за границей, они не имеют на это права. Речь идет о том, чтобы агентства тоже имели фингарантии, то есть страховались. Очень часто возникали ситуации, когда человек покупал тур в агентстве, которое продавало продукт какой-то крупной компании, но в силу разных причин не передавало деньги туроператору, и турист в результате не мог улететь или уехать на отдых. А агентство закрывалось. То есть клиент оказывался незащищенным.

Однако нужно признать, что фингарантии в том виде, в котором существуют сегодня, показали свою несостоятельность. Встает вопрос: а как это отрегулировать? Можно, например, по-другому рассчитывать фингарантии. Сейчас они рассчитываются таким образом, что, когда, например, «Лабиринт» обанкротился и убытки туристам попробовали возместить за счет страховки, оказалось, что на каждого туриста, находящегося за границей, приходится по 10 000 рублей. Этими деньгами нельзя оплатить ни гостиницу, ни обратный билет. Значит, изначально фингарантии были неправильно рассчитаны, а формулу расчета определяет государство. Бизнес может переживать любые кризисы, но защитить клиента должно государство. Может быть, дополнительно надо вводить депозиты, когда в банках замораживаются деньги: определенная сумма как резервный фонд, чтобы в случае чего им можно было пользоваться. Не каждая страховая компания может понести расходы таких крупных фирм, как «Нева» или «Солвекс». А нигде не было записано, что какая-то компания может нести расходы, а какая-то нет. И получилось, что «Нева» застраховалась в небольшой московской компании, у которой сейчас отозвали лицензию, и никто от нее ничего не может уже получить. Задача государства как правового органа создать такую систему финансовых и договорных отношений, чтобы в случае конфликта защитить человека. Потому что он — самое слабое звено. У него нет юристов, нет порой нужных средств для защиты в суде и т. д.

— Сейчас речь идет о том, чтобы дать контрольные полномочия комитету по туризму, чтобы он надзирал за турфирмами. Есть в этом смысл?
— Считаю, да. Вот, например, Ростуризм сейчас, по сути, выполняет роль регистратора. Ведет реестр туркомпаний, и этим его функции ограничены. Он не может ничего контролировать, проводить проверки. Конечно, контроль со стороны государства, я считаю, должен быть. Главное, чтобы не произошло как в известном высказывании: хотели как лучше, а получилось как всегда. Чтобы не возникла такая ситуация, когда чиновники могут вымогать взятки у тур-операторов и закрывать неугодные турфирмы. Надо, чтобы чиновники в таком случае тоже несли ответственность.

***

56 тысяч туристов пришлось досрочно вывозить с зарубежных курортов из-за проблем с гостиницами и обратными билетами.

***

По данным Ростуризма, падение спроса на турпоездки в этом году до-стигло 30 — 50%, а после первых четырех-пяти банкротств продажи туров практически остановились.

***

Фингарантий закрывшихся компаний не хватает для возмещения полной стоимости несостоявшихся туров. По данным Ростуризма, недостаточно средств для возмещения ущерба туристам «Невы», «Лабиринта», «Интаэра», «Южного Креста», нет уверенности, что хватит денег клиентам «Солвекс-турне» и «Версы».

***

По данным ассоциации «Турпомощь», количество туристов, пострадавших от приостановки деятельности туроператоров в России в нынешнем году, составило 173 300 человек. Большая часть туристов, оказавшихся за границей, вернулись при содействии «Турпомощи».

***

Нынешнюю ситуацию на туристическом рынке России нельзя назвать беспрецедентной. Аналогичную чистку пережили и другие страны, прежде всего Европы. Например, в 2008 — 2010 годах произошло более сотни банкротств в Великобритании, только в 2010 году там разорилась 41 компания. Во Франции за эти годы обанкротилось 12 операторов разного уровня, в Польше — 10.

↑ Наверх