Петербургский ценз оседлости дошел до Москвы
Судьбу ветеранов, проживших в Петербурге меньше 10 лет, решает сегодня Верховный суд
Сегодня в Верховном суде РФ будет рассмотрена кассационная жалоба прокуратуры Петербурга на решение Городского суда. Который поддержал аргументированные заявления труженицы тыла Раисы Галиной, вдовы участника войны Нины Буйневич и участника Великой Отечественной войны Василия Курятникова, не согласных с этой унизительной, как они считают, нормой. Дойти до высшей инстанции им помогли юрисконсульты нашей горячей линии «36 квадратных метров».
Напомним, что в Петербурге право претендовать на жилье наступает после 10 лет проживания в городе. И распространяется на всех без исключения жителей. С теми, кто переезжает в Петербург из других городов ради более сладкой жизни, все понятно. Будь у них право сразу претендовать на улучшение жилищных условий, коренные жители остались бы «в пролете». Но, например, ветераны приезжают сюда не в поисках легкой доли, а потому, что там, куда их забросила судьба, они уже жить не могут — годы и болезни берут свое. И приезжали-то ведь, когда никакого указа о предоставлении им жилья и в помине не было. Теперь указ есть, а этим цензом оседлости чиновники как будто говорят ветеранам: вы тут еще несколько годочков поживите, а там посмотрим. Пока, мол, не заслужили.
А ведь заслужили, и очень давно — с 1941-го по 1945-й. Так с тех пор ни Галина, ни Буйневич, ни Курятников ничего от государства не получали — только трудились на него. И вот сейчас — право на жилье у них есть, а жилья нет. Разве не унизительно?
Выиграв процесс об отмене ценза оседлости для ветеранов в Городском суде, думали, что добились справедливости. И даже ответчики — губернатор, жилищный комитет и Законодательное собрание — заявили, что не будут оспаривать это решение. Поскольку оно убирает разногласия петербургского законодательства с Конституцией РФ, с ветеранским указом президента, с Жилищным кодексом РФ и Законом «О ветеранах». Но вмешались те, кого не ждали, кто по статусу должен блюсти именно федеральные нормы, — прокуратура. Подготовило «государево око» кассационное представление. Так что сегодня ветераны ждут справедливости от Верховного суда РФ.
Следим за судебными процессами
Кстати, это не единственный процесс по вопросам обеспечения ветеранов жильем, который участники войны и блокадники ведут при поддержке наших юрисконсультов. Девять ветеранов, обратившихся за помощью на нашу горячую линию, сейчас судятся. По совершенно разным вопросам.
26 июля в Калининском районном суде свои права будет отстаивать участник войны Виктор Лучинкин.
4 августа во Фрунзенском районном суде пройдет заседание по жалобе блокадницы Натальи Церковниковой.
9 августа во Фрунзенском же районе пройдут слушания по обращению блокадницы Любови Ивановой.
Два года блокадника гоняли по инстанциям
Два ветерана, получавших консультации на горячей линии «36 квадратных метров», уже выиграли суды и ждут новое жилье.
Например, до обращения к нам 76-летнего блокадника и инвалида Льва Рыбакова чиновники буквально гоняли по этапам. Он живет в хрущобе в семиметровой комнате. В других трех — бывшая жена, с которой они уже несколько десятков лет в разводе, и из-за семейных дрязг ставшая чужой дочь с мужем и детьми. Юрисконсульты добились, чтобы администрация Московского района направила в его квартиру социально-бытовую комиссию, которая составила заключение о неудовлетворительных условиях проживания и порекомендовала жилищной комиссии поставить старика в очередь на квартиру. И жилищная комиссия эти рекомендации одобрила. Льву Николаевичу, который присутствовал на этом заседании, сказали, чтобы он не волновался, что его признают нуждающимся в жилье и ставят на очередь.
Как старик радовался! Выйдя из здания райадминистрации, он начал звонить в редакцию, благодарил. Но наши опытные и сомневающиеся в чиновничьей доброте юрисконсульты посоветовали ему поберечь сердце и взять для начала в жилищном отделе района документ, подтверждающий, что он, Лев Николаевич Рыбаков, поставлен в очередь на квартиру. И, к несчастью, оказались правы!
Дело в том, что в рамках Закона Санкт-Петербурга № 407-65 «О порядке ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях» жилищная комиссия является органом, принимающим решение. Но в 2005 году губернатор Петербурга подписала некое примерное положение о жилищной комиссии, в котором ее роль обозначена как рекомендательная. И чиновники почему-то отдают приоритет не закону, как это полагается, а вот этому документу с непонятным «примерным» статусом. В общем, отказали Льву Рыбакову в постановке на очередь.
В итоге старику ничего не оставалось, как начать тяжбу. Что он и сделал. И Московский районный суд встал на его сторону. Решение было принято и в июне вступило в законную силу. 12 июля, уже при наличии этого решения, в администрации района снова состоялось заседание комиссии, которая все-таки признала его нуждающимся в жилье. Теперь Лев Николаевич ждет смотровой лист на квартиру. Чиновники обещали дать его в августе.
Пусть не все метры, но свои
Еще один суд выиграла участница войны Тамара Черновская. Она, еще до ветеранского указа президента РФ, подарила внуку свою комнату, не оставив себе никакой недвижимости. А оказалось, что тот, кто в течение пяти лет проводил какие-либо сделки с недвижимостью, право на получение жилья теряет. Вернее, все так думают. Но не наши специалисты. Они нашли четкое толкование этой нормы. И согласно ему ветеран теряет право на получение 36 квадратных метров, но сохраняет право на жилье площадью вполовину меньше. И суд это подтвердил, обязав власти предоставить Черновской комнату в коммуналке.
Напомним, что мы следим как минимум за девятью процессами. А процесс, который может повлиять на судьбу многих ветеранов, пройдет сегодня в Верховном суде Российской Федерации.
Метки: «36 квадратных метров» Соцзащита Ценз оседлости
Важно: Правила перепоста материалов