Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 апреля 2024

Петербургской кошачьей интеллигенции поставили памятник

Самая независимая республика отметила день рождения

Петербургскому музею кошки - четыре года! Это даже по кошачьим меркам - не возраст: как если бы человеку 28 лет стукнуло. А уж для такого серьезного учреждения, как музей, - и вовсе детство золотое.


Справляли праздник поближе: чтоб никому не ездить по морозу во Всеволожск, где располагается музей, гости собирались в его филиал “Республика кошек” на улице Якубовича. 

Республика расширила свои пределы: теперь у нее появилась “чисто человеческая зона” под названием “Котофейная” - и тут действительно подают кофе. Но это что-то вроде прихожей.

Чтобы попасть в саму Республику, нужно соблюсти некоторые правила. Оформить Чтобы попасть в саму Республику, нужно соблюсти некоторые правила. Оформить себе визу, затем - войти в шкаф, три раза мяукнуть - и после этого действительно попадаешь в кошачью страну.

Главным номером торжества было, как мне объяснила директор Музея и Республики кошек Анна Кондратьева, “выпускание кота из мешка”. Из мешка появился памятник кота Василия - собирательный образ петербургской кошачьей интеллигенции. Его создал молодой художник Евгений Мельников, многие “кошачьи” работы которого есть в музее “Эрарта”.

- До этого в Петербурге не было памятников котам, - рассказала мне Анна. - А вот теперь - есть... правда, с ним произошла небольшая накладка. Мы посадили его на электрический щиток перед входом в музей. Уже получили справку, что щиток никому не нужен, но электрики про него вспомнили и забрали его. Поэтому памятник Василию пока что переселяется внутрь, в помещение “Республики кошек”. До окончательного согласования он побудет здесь.

Кроме того, в Республике обнаружился еще один арт-объект Евгения Мельникова: физический аппарат с котом Шредингера. Как известно, согласно квантовой физике, кот внутри ящика оказывается одновременно и жив, и мертв. Правда, самые смелые могут заглянуть в ящик через щель - и убедиться, что кот жив-здоров.

- Дмитрий Шагин, когда проверял, услышал даже, как кот мурчит внутри ящика. Тут вот в чем дело: Шредингер не учел одного обстоятельства, - объясняет директор музея. - У кошек ведь девять жизней. Так что эксперимент неправомерен. Надо было взять собаку или другого какого-нибудь зверя...

- Неужели действительно жив? - поражались посетители и вставали на колени, чтобы заглянуть в щель у самого пола.

Но это все арт-коты, а настоящие “республиканцы” тоже присутствовали и приветствовали гостей. Тут были знаменитости, такие как кот Валлен-Деламот, Саския, Гоген и прочие эрмитажные коты. А был и кое-кто новый. Иногда сюда попадают при трагических обстоятельствах. 

Кот Шрек упал с 11-го этажа и переломал себе все лапы. Он вообще очень породистый - корниш-рекс, но после травмы уже не годился для вязки. Хозяева принесли его усыплять. Наши ветеринары провели семь операций, вылечили его. И принесли сюда.

В Республике и в Музее кошек, впрочем, помогают не только кошкам, но и людям. Идут семинары, лекции, запущен проект по фелинотерапии. Коты ездят к больным детям, к детям из хосписа и помогают им наладить контакт с внешним миром.

- Шутки шутками, но вы делаете часть большого государственного дела. Существование кошек - одна из причин, по которой наш город не заполонен серыми крысами. А еще те дети, которые приходят к вам в музей, никогда не вырастут в тех негодяев, которые случаются в нашем обществе. Они не обидят животное, не обидят человека и станут достойными гражданами, - сказал, поздравляя музей, Юрий Андреев, главный ветеринарный врач Петербурга.

Кошки и коты спокойно и доброжелательно выслушали поздравления. И после этого у них еще нашлись силы, чтобы пообщаться и поиграть со всеми желающими.

- Я поражаюсь, что за выдержка у этих кошек, - говорит мне зоопсихолог Елена Федотова. - Чтобы выносить постоянное общение с огромным количеством разных людей, которые постоянно меняются, нужны совершенно железные нервы и потрясающее терпение. Впрочем, с животными всегда так: они нас куда больше воспитывают, чем мы их.

↑ Наверх