Газета выходит с октября 1917 года Monday 22 июля 2024

Петербургу кузнец все-таки нужен

Улицы города уродует металлический декор, изготовленный халтурщиками

В Петербурге много профессиональных художников-кузнецов, но заказы на изготовление уличного металлодекора слишком часто достаются халтурщикам. Чем оборачивается такая несправедливость, корреспондентам «Вечёрки» рассказал и наглядно показал на импровизированной экскурсии по центру города народный художник России, президент Гильдии кузнецов и художников по металлу Петербурга и Северо-Запада Валерий Галкин.

«...тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград»

Начался наш поход на Невском проспекте. Валерий Николаевич рассказал, что улицы Петербурга начали украшать изделиями из металла еще в петровскую эпоху. Решетки, ограды, фонари и флюгеры, вывески, перильные ограждения, козырьки несли свою практическую функцию с невероятным изяществом и воздушной легкостью, ведь каждая из таких вещей была настоящим произведением искусства.

Дело в том, что металлический декор считался одним из важнейших элементов архитектурного пространства города, и власти имперской столицы внимательно следили за тем, чтобы ничто не нарушало его гармонии. — Никто не имел права просто сделать, например, какую-нибудь металлическую ограду и поставить ее на всеобщее обозрение на улице, — пояснил Валерий Галкин. — Практика была такая: царь объявлял конкурс, и в нем за право получить заказ состязались лучшие архитекторы города.

Так на свет появились знаменитая решетка Летнего сада, ограда храма Воскресения Христова, решетки Литейного и Благовещенского моста и многие другие петербургские шедевры, равных которым до сих во всем мире не отыскать. В наши дни шансов для появления выдающихся произведений кузнечного искусства на улицах Петербурга стало намного меньше, считает народный художник. По соседству с шедеврами ковки и литья в городе можно увидеть множество безликих или откровенно уродливых изделий из металла, недостойных Петербурга.

Удивительный фонтан

Мы остановились во дворике рядом с армянской церковью Святой Екатерины на Невском проспекте. Здесь же, в двух шагах от нее, находится городской комитет по культуре.  В центре двора  — фонтан «Гранатовое дерево». Он стал подарком Армении к 300-летнему юбилею Петербурга.  — Этот небольшой фонтан работы петербургского художника Юрия Саркисяна — один из лучших образцов современного металлодекора в городе,  —  рассказал Валерий Галкин.  Чаша фонтана выполнена из гранита, а деревце в центре — из нержавеющей стали: она не боится воды. В этой работе нет ни одной случайной детали, в ней все — метафора, все несет в себе глубокий смысл. Пересечения струй воды образуют крест, а гранатовое деревце со спелыми плодами, истекающими соком, в армянской традиции — символ жизни, красоты, процветания и единства всего сущего.

— И потом, посмотрите, как корректно по своим пропорциям, трактовке и ритму фонтан вписывается в этот небольшой, камерный дворик. Продумана каждая мелочь! — восхищается Валерий Галкин. Мы тоже очарованы чудесным фонтаном. Нам кажется, что даже человек, который совсем ничего не смыслит в искусстве, способен увидеть и понять, насколько красиво и выразительно изящное «Гранатовое дерево».

«Пролетарские изыски»

— А теперь, — продолжает художник, — взгляните на соседнее здание. Мы оборачиваемся. Справа от фонтана высится жилой дом с унылым грязно-белым облупившимся фасадом. Ни лепнины на нем нет, ни балкончиков, ни карнизов над окнами. Но зато в доме несколько подъездов, и над каждым —  металлический козырек. Все эти козырьки — разные, и все ... одинаково нелепые. Грубые куски металла, кое-как сваренные между собой. В один из них «для красоты» вмонтировано что-то вроде солнышка с лучами из толстых железных прутьев. — Тут видна попытка создать нечто красивое, но — совершенно неумелая, — выносит вердикт Валерий Николаевич. — Я это называю «пролетарскими изысками». Созданием этих козырьков занимался кто угодно, но только не художник. А ведь они находятся в центре, на Невском проспекте, рядом с храмом и в двух шагах от комитета по культуре. Хотя такие варварские вещи не имеют права на существование даже на окраинах. Они уродуют город!

Дешево и плохо

С Невского проспекта мы отправляемся на Литейный. По дороге Валерий Николаевич объяснил, по каким причинам на улицах появляется недостойный Петербурга металлодекор. Оказывается, исполнителей заказов на изготовление литых и кованых изделий город выбирает через тендеры. Выигрывают те, кто сумел правильно заполнить заявку (а это очень непростая наука, особенно для художника) и предложить наименьшую цену.

— Но разве можно считать дешевизну достойным критерием оценки произведения искусства?  — удивляемся мы.

— Конечно, нельзя, — уверен художник. — Потому что в результате вместо произведения искусства город получает уродливую дешевку, превращающую имперскую столицу в провинциальный городишко.

Но этим проблемы не исчерпываются. Часто тендеры на производство металлодекора выигрывают крупные компании — в составе комплексных заказов. Скажем, нужно отремонтировать фасад дома и сделать кованые козырьки над подъездами. Подрядчик большую часть денег и времени тратит на исполнение ремонтных работ и, если дом не «гиоповский», только в последний момент нанимает тех, кто согласен за копейки и в самые сжатые сроки выполнить любую халтуру. Оказывается, это настолько распространенное явление, что в городе в последнее время появилось множество фирм, которые специализируются на таких работах. Многие из них попросту закупают готовые детали китайского производства и в мгновение ока собирают из них все, что нужно заказчику, — хоть козырек, хоть решетку. Понятно, что к искусству такие вещи не имеют ровно никакого отношения. Между тем в городе много профессиональных кузнецов, настоящих мастеров, которые умеют создавать шедевры. Но так как они фактически отрезаны от возможности получать городские заказы, большей частью вынуждены выполнять работы для частных владельцев. В результате самые красивые произведения современного кузнечного искусства сегодня можно увидеть в пригородах Петербурга — там, где есть частные коттеджи с умными хозяевами, готовыми работать только с талантливыми художниками.

«За такое надо руки оторвать!»

За разговорами мы и сами не заметили, как добрались до улицы Белинского. Здесь Валерий Николаевич показал нам свою авторскую работу — изящный кованый козырек с цветочным орнаментом. Художник сделал его по заказу владельца здания. Получилось настолько красиво, что мастера, оформлявшие входную группу одного из соседних домов, скопировали идею: сделали очень похожий козырек.

— Вам не обидно? — спрашиваем автора.

— Это далеко не первый раз, когда я вижу, как люди тиражируют мои работы. Но это нестрашно, ведь в результате выигрывает город. А для города мне ничего не жалко. И потом, пусть лучше копируют, чем делают так, как в доме напротив, — аргументирует художник.

В доме напротив, на противоположной стороне улицы Белинского, расположился целый ряд небольших магазинчиков, занимающих полуподвальные помещения. Над входными дверями — металлические козырьки. Целых пять штук. — Посмотрите, какие они уродливые, — говорит Валерий Галкин. — Ты идешь, а перед тобой пять таких отвратительных козырьков подряд.  Это уродство оглушает, вносит разлад в мысли и душу. За такое надо руки оторвать! Но не мастерам, а заказчику. За то, что нанял непрофессионалов.

Ни одно петербургское здание невозможно представить себе без металлодекора. Особенно в историческом центре. Если убрать козырьки, решетки, флюгеры, вывески, фонари, Петербург изменится до неузнаваемости — он потеряет свое лицо. Но то же самое происходит всякий раз, когда на петербургских улицах появляется очередное бездарное «произведение» металлодекора. Может быть, пора сделать городское пространство недоступным для безвкусицы и халтуры? И добиться, чтобы право оформлять улицы Петербурга получали только самые профессиональные и талантливые мастера?

↑ Наверх