Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Петербургу возвращают имена

В городе установлены первые мемориальные таблички в память о жертвах репрессий

В минувшие выходные на фасадах пяти жилых домов в центре города появились 12 маленьких, размером с почтовый конверт, металлических табличек с именами. Это персональные мемориальные знаки, посвященные людям, которые когда-то жили в этих домах, из которых их увели и в которые они никогда уже не вернулись. Благодаря движению «Последний адрес» в Петербурге и во всей стране будет увековечена память тысяч граждан страны, ставших жертвами политических репрессий в советские годы.

«Таких историй — много...» 

Одну из первых табличек устанавливали на улице Рубинштейна, 23. Этот адрес знают во всем мире — мемориальная доска на фасаде здания сообщает, что здесь жил писатель Сергей Довлатов. Новый мемориальный знак посвящен памяти инженера-экономиста Ленинградского оптико-механического завода Эриха-Аршавира Аваляна. Он был расстрелян в 1938 году, когда ему было 37 лет.

— В семье о нем никогда не говорили, — рассказал журналистам Карлос Авалян, двоюродный брат Аршавира. — Я лишь недавно узнал, что у меня есть брат. Увидел информацию о нем в Интернете... 

Карлос задумывается на секунду и добавляет: «Таких историй — много»…

К довлатовскому дому чуть ли не каждый день водят экскурсии, так что жители давно привыкли к массовым сценам возле него и не обращают на них никакого внимания. Но на этот раз удивились даже они. Выходили со двора, спрашивали, что тут происходит. Очень уж много людей собралось. Телевизионные камеры, микрофоны, фотоаппараты, цветы…

— Мой отец тоже был репрессирован, в 1935 году. Мне тогда было два года, — рассказала корреспонденту «Вечёрки» жительница Петроградской стороны Галина Александровна. — Я сюда специально приехала, чтобы узнать, как установить такую же табличку в память о нем.

Ровно в час дня началась установка памятного знака. Карлос взял в руки прямоугольную металлическую пластинку. В считаные минуты ее прикрутили к стене дома. Отверстия под шурупы, которые будут ее держать, были сделаны заранее. Теперь под большой мраморной доской Сергея Довлатова можно увидеть еще один мемориальный знак, совсем маленький. Экскурсоводы будут рассказывать туристам, что он означает.

— Согласно нашим спискам, этот дом в сталинские годы стал «последним адресом» для пятнадцати человек, — рассказал один из инициаторов движения Николай Иванов. — Мы считаем, что персональный мемориальный знак должен быть установлен в память о каждом из них.

Основополагающий принцип движения — «одно имя, один знак, одна жизнь». Это значит, что каждый из мемориальных знаков, установленных по тысячам «последних адресов», будет посвящен только одному человеку, говорится на сайте движения.

Мемориальная доска на фасаде здания сообщает, что здесь жил писатель Сергей Довлатов.

«Простые граждане» 

На Рубинштейна, 23, находится офис Международного историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал». Сотрудники «Мемориала» в течение 25 лет собирали базу данных жертв сталинских репрессий. Сегодня в ней более 2 600 000 имен советских людей, пострадавших от политического террора. И она постоянно пополняется. Буквально вчера на сайте движения была выложена поисковая база данных с именами репрессированных ленинградцев. 

— Конечно, без той колоссальной работы, которую ведет «Мемориал», то, что мы делаем сегодня, было бы невозможно, — рассказал один из соавторов инициативы «Последний адрес» Сергей Пархоменко. 

Активисты подчеркивают: очень важно, что народным мемориалом будет увековечена память простых граждан, которые стали жертвами репрессий, а не только прославленных деятелей, которые обычно удостаиваются мемориальных досок и монументов. С другой стороны, понятие «простой гражданин» иногда оказывается очень условным. Ведь и обвиненных по 58-й, расстрельной статье, Даниила Хармса, Николая Пунина, Осипа Мандельштама большинство современников тоже считали «простыми гражданами». 

Не забывать никогда 

Имя выдающегося историка искусства, художественного критика Николая Николаевича Пунина сегодня можно прочитать на табличке проекта «Последний адрес», которая была установлена 22 марта на фасаде Садового флигеля Фонтанного дома на Литейном проспекте, рядом с входом в музей Ахматовой. После ареста Анна Андреевна Ахматова, бывшая жена Пунина, оставила висеть на вешалке его пальто — оно висит в музее до сих пор. Кажется, что он только что вышел из дома и вот-вот вернется… Но не вернулся домой ни он, ни муж его единственной дочери Ирины — младший командир Красной армии Генрих Каминский. Он ушел на фронт 19-летним мальчишкой, в 20 лет был арестован, в 23 — умер в лагере. Не увидел, как растет его дочь, не успел возмужать, состояться в профессии. Он не успел даже попрощаться с близкими. Его жизнь была отнята, украдена у него и его родных. Его судьбу разделили миллионы современников. 

Мемориальные знаки в память о Пунине и Каминском были установлены на фасаде Садового флигеля в тот же воскресный день. 

— О своем отце я много рассказать не смогу, — поделилась Анна Генриховна Каминская. — Когда он ушел, мне было два года. Мы ничего о нем не знали. Не знали, что он арестован, что расстрелян. Мама моя не хотела уезжать из города в надежде, что однажды он вернется. А я всю жизнь не меняла фамилию, чтобы отец смог по ней меня найти. И только в ельцинские годы, когда открыли архивы, мы узнали, что он был арестован на линии фронта в сентябре 1941 года и умер в Тайшетлаге в 1943-м…

Это кажется удивительным, но всего через час после открытия мемориальных знаков на стене Садового флигеля экскурсоводы включили их в свои маршруты. Первые 12 табличек — это только самое начало проекта. Уже сейчас в оргкомитете движения более 80 заявок на установку персональных мемориальных знаков. Одна из ближайших акций пройдет возле «писательского дома» на канале Грибоедова. Теперь, когда нам вернули эти имена, очень важно помнить о них. Не забывать никогда. Но не менее важно, что есть так много людей, которые не хотят забывать, которым эта память необходима.

На каждой табличке «Последнего адреса» можно прочесть имя, отчество, даты рождения, ареста, смерти и реабилитации

Где уже установлены таблички «Последнего адреса»

Улица Декабристов, 9

Юлиан Константинович Щуцкий. Был сотрудником Института востоковедения и Эрмитажа. Историк китайской философии, переводчик, антропософ. Расстрелян 18 февраля 1938 года в возрасте 40 лет. Реабилитирован в 1958 году. 

Пушкинская улица, 19

Анатолий Елеазарович Гадзевич. Руководил проектной группой института «Гипроводтранс». Расстрелян 27 ноября 1937-го в возрасте 41 года. Реабилитирован в 1964 году.

Рудольф Петрович Рубен. Был сотрудником швейной артели «Урания». Расстрелян 8 января 1938 года в возрасте 45 лет. Реабилитирован в 1989 году.

Феликс Францевич Багинский. Работал старшим инженером службы связи Кировской железной дороги. Расстрелян 5 января 1938 года в возрасте 33 лет. Реабилитирован в 1962 году.

Фонтанка, 129 

Порфирий Васильевич Аботнин. Работал механиком КБ №2 отдела изобретений Народного комиссариата обороны. Расстрелян 1 декабря 1937 года в возрасте 39 лет. Реабилитирован в 1999 году. 

Адольф Янович Славинский. Работал инженером в Ленинградском электротехническом институте. Расстрелян 8 декабря 1937 года в возрасте 31 года. Реабилитирован в 1989 году.

Иван Родионович Скоморохов. Работал заместителем начальника коммерческого отдела Чугунолитейного завода Ленжилсоюза. Расстрелян 4 ноября 1937 года в возрасте 40 лет. Реабилитирован в 1955 году. 

Яков Менделеевич Разгон. Работал слесарем завода №194 им. Марти. Расстрелян 27 января 1938 года в возрасте 34 лет. Реабилитирован в 1959 году. 

Григорий Кононович Новолодский. Работал инженером-плановиком парка «Мехдор» Ленинградского военного округа.  Расстрелян 10 декабря 1937 года в возрасте 39 лет.

Рубинштейна, 23

Эрих-Аршавар Арсентьевич Авалян. Работал инженером-экономистом Оптико-механического завода. Расстрелян 6 сентября 1938 года в возрасте 37 лет. Реабилитирован в  1957 году. 

Фонтанка, 34

Садовый флигель Фонтанного дома на Литейном — последний адрес историка искусства и художественного критика Николая Николаевича Пунина.

Николай Николаевич Пунин. Художественный критик, ученый, педагог, один из организаторов системы художественного образования и музейного дела. Работал в Ленин­градском университете, был профессором кафедры истории всеобщего искусства. Арестован 26 августа 1949 года. Умер 21 августа 1953 года в возрасте 55 лет в больнице заполярного лагерного поселения Абезь в Коми АССР (по другим сведениям, был расстрелян). Похоронен на лагерном кладбище в безымянной могиле с номером Х–11. Реабилитирован в 1957 году. 

Генрих Янович Каминский. Был младшим командиром I запасного стрелкового полка. Умер  в Тайшетлаге 3 ноября 1943 года в возрасте 23 лет от туберкулеза легких. Похоронен  на кладбище больницы №1 Тайшетлага. Номер могилы неизвестен. Реабилитирован в 1990 году. 

Справка «ВП»

Что нужно делать, чтобы установить табличку в память о ре­прессированном близком человеке?

Сначала прислать заявку в рабочую группу проекта «Последний адрес». Адрес электронной почты, на которую нужно писать: poslednyadres@memo.ru

В заявке вам нужно сообщить: 

1. Вашу фамилию, имя и отчество. 

2. Ваши контактные данные (электронный адрес, телефон).

3. Фамилию, имя, отчество репрессированного, в память о котором вы хотели бы установить мемориальный знак.

4. Последний адрес этого человека (город, улица, номер дома и, если известно, квартиры).

5. Даты его рождения, ареста и смерти (укажите те из этих сведений, которые вам известны).

6. Был ли ваш близкий человек реабилитирован? Если да, то, в каком году?

7. Был ли он вашим родственником?

8. Живете ли вы в доме, который был его «последним адресом»?

9. Если сведения о репрессированном взяты вами из какого-либо открытого источника, укажите его (это может быть сайт в Интернете, региональная книга памяти, публикация в электронной или бумажной прессе и т. д.).

10. Подтвердите в заявке, что вы готовы оплатить стоимость изготовления и размещения мемориального знака. Сейчас она составляет 4000 рублей. Эти деньги нужно будет заплатить только после того, как участники движения проведут архивные поиски для подтверждения сведений о репрессированном, будет проведена организационная подготовка и определена примерная дата установки мемориального знака. 

***

Движение «Последний адрес» ищет помощников-волонтеров.

↑ Наверх