Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Петербуржцам не хватает качественных услуг и свежих продуктов

На вопросы читателей отвечает сопредседатель независимого координационного совета по малому бизнесу Петербурга Алексей Третьяков

«Добрый вечер! Вы дозвонились в «Вечерний Петербург», слушаю вас!» — это приветствие Алексею Третьякову в день проведения горячей линии в редакции «Вечёрки» пришлось повторить много раз. 

Сейчас, по оценкам экспертов, минимум 85% товарооборота, по крайней мере в продовольственной торговле, приходится на сетевой ритейл. Власти заверяют, что малый бизнес активно развивается, а на самом деле он едва сводит концы с концами


Телефон раскалился, вместо запланированного часа разговор эксперта в сфере предпринимательства с читателями продолжался почти вдвое дольше. На первый взгляд далеко не все вопросы напрямую касались малого бизнеса. Многие из дозвонившихся спрашивали у Алексея Николаевича о самом насущном — о том, что касается повседневной жизни каждого горожанина. Где купить свежее молоко? Какие продукты по-настоящему качественные? Почему у нас так мало магазинов формата «у дома»? Многие из этих вопросов просто не возникли бы, будь малый бизнес в городе по-настоящему развитым — сильным и крепким. 

Сети перекрыли кислород малому бизнесу

— Возле нашего дома был маленький, но хороший и недорогой продуктовый магазин. Мы нарадоваться не могли, ведь в центре это большая редкость. И вдруг без всяких объяснений наш магазин взяли и закрыли. Где теперь продукты покупать? Во всей округе остались одни дорогие и бестолковые круглосуточные точки с пивом да чипсами, вот лучше бы их позакрывали! 
— Я бы посоветовал вам обратиться к депутатам, в постоянную комиссию по промышленности, экономике и собственности городского Законодательного собрания, а можно и с муниципального депутата начать. У них есть все полномочия, чтобы разобраться в проблеме. Отмечу, что сейчас небольшим розничным точкам очень тяжело выживать. А примерно две трети питерских малых предприятий традиционно заняты как раз в торговле, в общепите, сфере услуг — на потребительском рынке. Еще на рубеже тысячелетий большинство из них были независимыми. Потом началась зачистка города под торговые сети. Сейчас, по оценкам экспертов, минимум 85% товарооборота, по крайней мере в продовольственной торговле, приходится на сетевой ритейл. Власти заверяют, что малый бизнес активно развивается, а на самом деле он едва сводит концы с концами. Если оценивать фактическое положение дел, а не «бумажную» статистику, на весь пятимиллионный город в сфере малого бизнеса занято лишь около полумиллиона человек, а действующих предприятий — максимум сто тысяч. Это — капля в море. Дорогу для развития малому бизнесу перекрыли торговые сети и бюрократические барьеры.

Уличная торговля как часть малого бизнеса необходима нашему мегаполису, но она поставлена в весьма непростые условия

Ищите белорусское!

— Недавно купила в магазине молоко, поставила киснуть: на простоквашу. На следующий день смотрю, а молоко-то мое вовсе и не скисло, а просто стухло. Только выбросить осталось. Значит, плохое молоко! Нет никакого желания больше такие опыты проводить, деньги на ветер выбрасывать, а хочется знать наверняка, какое молоко — точно хорошее? 
— Поищите молоко, произведенное в Белоруссии. Оно продается, например, в магазинах белорусских товаров, и в городе таких торговых точек уже довольно много. Белорусское молоко — гарантированно натуральное. Вне зависимости от того, какой оно жирности, в него не добавляют всяких сомнительных ингредиентов вроде пальмового масла. Еще один вариант — покупать молоко в магазинах, которые расположены близко к молочным фермам. Практика показывает, что в них тоже можно купить настоящее, натуральное молоко.

Договаривайтесь с частником

— Я предприниматель, ищу помещение под склад на длительный срок. Хотел бы услышать ваше мнение, у кого сегодня выгоднее арендовать площади — у города или же у частного собственника? 
— С поиском помещений никаких проблем нет. Информация о сдающихся в аренду городских площадях есть на сайте КУГИ. Другое дело, нужно ли вам это. Стоит учесть, что аренда таких помещений проводится через торги, а целевое предоставление возможно только в исключительных случаях, скорее всего точно не в вашем. Поэтому чисто по-человечески я бы порекомендовал вам арендовать все-таки у частного собственника. У него мотивация одна — заработать деньги. Значит, вы всегда сможете договориться. Когда речь идет о госструктуре, все сложнее. Скажем, вы арендовали у города место под торговую точку. Вас могут выгнать, хотя вы исправно платите, уже просто потому, что вы не понравились чиновнику. Кроме того, когда вы арендуете у КУГИ, вы всегда получаете что-то полуразрушенное, сами восстанавливаете, а в итоге к вам приходят чиновники и говорят: «И как же тут стало хорошо! Надо поднять цену». И еще: найдите в Интернете типовой договор аренды помещений, и вы увидите в нем множество оснований для расторжения. Подписывая такой договор, вы заранее соглашаетесь с тем, что КУГИ может разорвать договор с вами во внесудебном порядке и что вы в любой момент готовы освободить помещение. А на тот случай, если откажетесь, у них есть специальная служба по выселению. К вам ее пришлют, и вы должны будете еще и оплатить услуги этих выселяющих. Взвесив все, начинаешь понимать, что аренда у КУГИ уже не так интересна, как раньше. Сейчас лучше — к частнику.

Антитабачные меры разорят мелких торговцев

— Почему цены все время растут? И на коммунальные услуги, и на продукты, на транспорт! Собираются ли власти принимать какие-то меры, чтобы это остановить? Ведь просто невозможно стало жить, скоро на хлебе и воде сидеть придется!
— Я не эксперт в этой области, поэтому могу только поделиться с вами своим личным мнением, просто как житель города и страны. Я думаю, что цены повышают потому, что кому-то очень нужны деньги. И, вынужден вас расстроить, на передышку вряд ли стоит надеяться. В ближайшее время Госдума, вероятнее всего, примет закон о запрете на реализацию табачных изделий всюду, кроме крупных торговых сетей. А это значит, что маленькие торговые точки разорятся, вследствие чего хлеб и остальные продукты подорожают. 

Взвесив все, начинаешь понимать, что аренда у КУГИ уже не так интересна, как раньше. Сейчас лучше — к частнику

Летние кафе — вещь хорошая

— Мы с друзьями заканчиваем институт и в следующем году хотим открыть свое летнее кафе. Мы думаем, что в этой нише можно кое-чего добиться, потому что пока еще летних кафе в городе очень мало. Как думаете, хорошая ли это идея, насколько она перспективна? И еще: какие советы вы могли бы дать людям, которые думают открыть такой бизнес? Мы хотим, чтобы наше кафе было оригинальным, чем-то выделялось…
— Насколько это перспективно, зависит от вас самих, от вашего энтузиазма, а также от конкретных обстоятельств: особенностей территории, вашей бизнес-модели и так далее. Соглашусь, что сейчас в Петербурге в сравнении с европейскими городами и в соотношении с количеством жителей и туристов летних кафе категорически не хватает. И если вы сумеете прорваться через все наши административные рогатки, результат может быть неплохим, потому что летние кафе — вещь хорошая, людям нужная. Но только если не мешает окружающим. Ну, знаете, чтобы это не был шатер рядом с первым этажом жилого дома, который вы в два часа ночи будете шансоном душить. Насчет оригинальности я могу рассуждать только как потребитель. Почему мне нравится европейский общепит и не нравится наш, российский? Качество еды — одинаковое, а бывает, у нас еще и вкуснее. Но там достаточно быстрые и вежливые официанты, а у нас зачастую санитарный час с восьми утра до девяти вечера. И потом, все, кто побывал в Европе, отмечают, что у нас в кафе почему-то чрезвычайно громкая музыка. Люди хотят прийти в кафе и пообщаться, а она просто не позволяет этого сделать. В чем причина? У меня возникает подозрение, что либо это тяжелое наследие девяностых, когда браткам была нужна музыка погромче, либо заказ повара — чтобы громкой музыкой отвлечь внимание от некачественной еды. В любом случае это мешает. Поэтому могу вам дать совет: очень громкой музыки — не надо!

— А как получить место под летнее кафе? Может ли предприниматель сам присмотреть площадку или должен выбирать из какого-то списка разрешенных мест и сколько придется выложить за аренду?
— Площадки под летние кафе предоставляются через торги, победителем которых становится тот, кто предложит больше денег за аренду. Допустим, ваше кафе отработало сезон, потом площадка снова пойдет на торги. И если вы хотите, чтобы на следующий год она снова досталась именно вам, вы должны весь год платить за нее аренду или можете упустить. В межсезонье, насколько я знаю, по аренде действуют скидки. На торги выставляются только те точки, что входят в адресную программу. Если площадки, на которой вы хотите открыть летнее кафе, в адресной программе нет, нужно составить официальную заявку на включение, которая должна пройти массу согласований. Если заявка будет двигаться по инстанциям сама — ждите ответа, как говорится, к столетию Октябрьской революции, и то если повезет. По четырнадцать дней в каждом комитете будут рассматривать. Поэтому те, кто хочет ускорить процесс, стараются своей заявке «приделать ноги». Но и это не гарантирует, что площадка достанется именно вам. А впереди еще один барьер, главное зло, и это — районная администрация. Она делает запрос на соответствие указанной территории параметрам социально-экономического развития района. И если в администрации сочтут, что этого соответствия нет, вы получаете отказ. И никого не волнует, что по летним кафе у нас минимальная обеспеченность, что их в городе не хватает. А без торгов участок могут получить только те, у кого он вплотную примыкает к стационарному кафе. Стоимость аренды площадки под летнее кафе зависит от многих факторов — есть ли рядом метро, находится ли рядом магистраль и так далее. В каждом случае ставка рассчитывается индивидуально по специальной методике.

Культуру потребления нужно уметь создать

— Раньше у нас в городе был свой фестиваль пива и кваса, он проводился 13 лет подряд. А потом губернатор Полтавченко его запретил. Почему? Ведь во всех странах, где варят пиво, есть пивные фестивали!
— Вы помните, во что превращался город в дни таких мероприятий? На улицах толпы пьяных людей, запах мочи в подворотнях и скверах, горы мусора. А ведь фестиваль должен быть праздником, а не поводом напиться до беспамятства из пластиковых стаканов под разухабистую музыку. За границей пивные фестивали проводятся совсем иначе. Это красивые, по-настоящему веселые и яркие события, и культура потребления пива на них — особая. Его дегустируют в красивой посуде и очень небольшими порциями, часто — в составе коктейлей на основе соков. Потому что главное на таких фестивалях — вовсе не пиво, а атмосфера праздника, которую еще нужно уметь создать. У нас не сумели, хотя фестиваль пива проводили 13 лет подряд: времени научиться было достаточно. А раз так — хорошо, что этот так называемый фестиваль запретили.


Запись горячей линии в редакции Вечернего Петербурга

↑ Наверх