Петр МАМОНОВ: Всякая тварь славит Господа: птички поют, Петечка Мамонов пляшет
Петр Мамонов приехал в Петербург на один день — 3 января дал концерт в Мюзик-холле. Это был сольный, без кордебалета, вариант спектакля «Мыши, мальчик Кай и Снежная королева». Удивительное дело: по сцене мечется человек, на которого, кажется, не действует закон всемирного тяготения, и произносит текст из тех, что психоаналитики всего мира называют потоком сознания. И хотя понимаешь, что это не поток никакой, что все зафиксировано, — смотришь во все глаза и слушаешь во все уши.
Петр Мамонов — одно из явлений культуры, существующих в этой культуре автономно. Будучи уже взрослым, пришел к православной вере, но не очень любит, когда его об этом спрашивают. На съемки в фильме «Остров» получил благословение своего духовника. Крайне отрицательно относится к тому, что рок называют «бесовским делом»: любой талант, говорит, от Бога, его надо людям нести. Вот так-то.
Я ТАКОЙ ДЯДЕЧКА ОСОБЕННЫЙ, МНОГОМНОГО ЛЕТ ПРОЛЕЖАЛ В ПЫЛИ, ТАК ЧТО ТРЯСТИ МЕНЯ НЕ НАДО...
— Петр Николаевич, спасибо за концерт — было здорово!
— И вам спасибо. В Библии сказано — приобретайте друзей богатством неправедным. Если разобраться, можно понять. Что такое богатство неправедное? Вот вы получили наследство — вы же его не заработали. А если будете делиться с нуждающимися, то приобретете друзей. Что касается меня, я то же самое делаю: приобретаю друзей богатством неправедным. То, что я умею делать, это дар свыше, то, что мне дано.
Выступая на сцене, снимаясь в кино, я приобретаю себе друзей богатством неправедным. Стараюсь свои дары использовать по назначению. А так — я обычный работник, как и все. Просто я на виду. В это самое время какой-нибудь плотник делает удивительный шкаф. Главное — на свое место попасть. И прославлять на этом месте Бога. Всякая тварь славит Господа: птички поют, Петечка Мамонов пляшет… Я полтора часа вас посмешил, мы это время провели вместе.
— Вы второй раз работаете с Лунгиным (первый раз — в фильме «Такси-блюз». — Т. К.). Много лет прошло. Есть ли разница?
— Была разница — во мне, дураке. Я за эти годы наклеил ярлыки. Лунгин, думал, теперь коммерческое кино снимает, продался. Дюжев — как он мог в «Бригаде» играть! Сухоруков — зачем он сыграл этого ужасного бандита в «Брате»? А когда с ними встретился, увидел, какие это чудесные, светлые люди и какой я поганец. Паша Лунгин по-прежнему — открытый, робкий человек, что очень ценно в художнике. Он мог изумляться, с удивлением смотреть на это все: «Куда вы меня затащили, я старый еврей, хотел снять кино про смешного старика, а вы так потихонечку, потихонечку… у меня вся жизнь изменилась». И я понял, что нельзя смеяться ни над кем. В больнице ведь больные не смеются друг над другом — у тебя ноги нет, а у тебя глаза нет.
Наоборот — хромой ведет слепого в туалет. А мы больны все душевной болезнью. Привыкли осуждать: как он мог так сделать, так сказать… А он больной, такой же, как и ты. Возьми его за руку — и идите вместе.
— Вносились ли по ходу съемок какие-нибудь изменения в сценарий?
— Нет, сценарий был прекрасный. Только некоторые уточнения: с нами согласился пожить иеромонах из Донского монастыря, мой товарищ старый. Бросил свое монашеское делание и служил нам верой и правдой, жил вместе с нами. И не столько нам советы давал, сколько… его пребывание внесло такой свет в наши души, и мы так старались!..
А что получилось? Мне нравится: простой, спокойный, чистый фильм, где можно и поржать, и поплакать. На нашем уровне конца света не надо этому большое значение придавать — просто таким должно быть нормальное кино. Настоящее, интересное.
— Какое кино вы любите?
— Я люблю старые французские фильмы — Мельвиля, Клузо… там бандиты все умирают страшной смертью. При этом они такие обаятельные, их прекрасные актеры играют, мы успеваем их за фильм полюбить… а все равно умирают. И думаешь — что такое, почему это кино несет такой положительный заряд? Понял: потому что зло должно быть наказано — без вариантов.
О, КАК БЫ Я ХОТЕЛ, ЧТОБЫ КТО-НИБУДЬ ПОНАБЛЮДАЛ ЗА МОЕЙ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНЬЮ...
— Говорят, вы не очень любите давать интервью…
— Человек — это трава, а слава человеческая — это цвет травы. Софи Лорен, великолепная актриса, наняла женщину, которая дает за нее все интервью, а сама Лорен сидит себе дома, хозяйством занимается. Я запишу на магнитофон хвастливую речугу — и все дела. В следующий раз журналисты соберутся, включу — пусть слушают.
— Но это же все-таки ваш голос, ваша речь, а не какой-то женщины…
— К сожалению, у меня нет такой женщины (смеется). А то глупости спрашивают — даю ли я духовные советы. За духовными советами — пожалуйста, к священнику. Человека с более богатым опытом в мире не существует — ни учителя, ни философа — никого. К любому батюшке, который давно служит. Или еще спрашивают: «Как вы к вере пришли?» Я никуда не «пришел».
Вера — дар Божий, подарок. Тут совсем смешно спросили: «Регулярно ли вы читаете Библию?» Регулярно!.. Я регулярно ем и хожу в туалет. Приходится, если хочешь жить. И Библию поэтому же читаю. Тьма — это отсутствие света. Свет тьмой погасить нельзя, а вот тьму светом разогнать можно. Значит, тьмы как таковой нет, мы овеществляем ее сами — своими дурными поступками. Какой ужас происходит — фестиваль православного кино, православный рок, журнал православный… есть жизнь, а есть смерть. Жизнь — это существование с Богом. Смерть — наоборот. Вот и все. «Православие» означает «правильно славить Бога».
— Но в православных журналах тоже пишут именно об этом — что такое жизнь с Богом.
— Это-то пожалуйста! Я против деления на «своих» и «чужих», когда сидят в православном красном углу мужики, бороды лопатой, и говорят: «Мы самые лучшие, а все, кто не с нами, — те сатанисты». Вот с чего начался Гитлер! Одно из имен дьявола — Разделяющий. Те, кто говорит «русская идея», «русская идея», просто Евангелие не читали: «Нет больше ни эллина, ни иудея».
Почитайте книжечку маленькую, там все сказано.
Я УЕХАЛ БЫ В ВАЙОМИНГ, НО ЭТО БЫЛ БЫ НЕ МАМОНИНГ…
— Года три назад про вас ходили слухи, будто вы в монастырь уходить собирались…
— Да? Как интересно! А вы знаете, что такое монастырь? Я-то знаю — был на Афоне. Это мужики, которые целый день с засученными рукавами, все в краске, — ремонт делают. Красят стены раздолбанные, подновляют — трудятся. А ночью молятся и спят по два-четыре часа. Вот что такое жизнь в монастыре, и ничего больше. Это огромный труд, который мало кто выдержит, и я бы не выдержал. И вообще — куда мне уходить, куда бежать от себя!
Свой хаос внутренний я с собой унесу. А Господь всюду. Надо с головы вставать на ноги, а то у нас уже на голове местечко такое образовалось, чтобы было удобно стоять. Не лезь ни к кому со своей верой, не тащи никого в храм креститься. Господу не это нужно — ему сердце твое нужно. Все плохое, что мы видим в других людях, есть в нас. А то, чего в нас самих нет, мы и не видим. Преподобный Серафим Саровский каждому человеку говорил «радость моя» — он не видел в людях плохое.
— Вы так хорошо на сцене изображали кота. У вас есть свой кот?
— Замечательный вопрос! У меня девять котов. Я люблю их, а они сейчас, бедные, томятся.
Мне пришлось их закрыть, еду им оставил. Одна кошка все время ссорится с другой, и я все время занят настоящим делом: сижу и думаю, как их по очереди выпускать гулять, чтобы те, которые ссорятся, друг с другом не встречались. Трое у меня в туалете, там тепло. А одна живет на бане, на крыше.
— Современные люди все время жалуются на депрессии. А у вас бывают депрессии?
— Когда плохо, я говорю: «Господи, помоги, что-то плохо мне». А когда становится чуть получше, встану, вымою посуду и мусор вынесу. И благодарю Господа за это.
Досье:
Петр Николаевич Мамонов родился 14 апреля 1951 года в Москве, на Большом Каретном. В 1979 году окончил Московский полиграфический техникум. В 1979 — 1982 годах учился на редакторском факультете Московского полиграфического института. По легенде, владеет четырьмя языками. Работал грузчиком, банщиком, лифтером.
С 1984-го по 1989-й — руководитель и фронтмен легендарной рок-группы «Звуки Му».
С 1991 года выступает сольно. Принимает участие в театральных проектах, создал моноспектакли «Есть ли жизнь на Марсе?», «Шоколадный Пушкин», «Мыши, мальчик Кай и Снежная королева».
Снимался в фильмах «Игла», «Такси-блюз», «Анна Карамазофф», «Нога», «Время печали еще не пришло», «Терра инкогнита», «Пыль», «Остров».
Женат, двое детей.
Более десяти лет живет в деревне Ефаново Верейского района Московской области.