«Пионерка» — до сих пор не пенсионерка!
6 марта газете «Пионерская правда» исполняется 90 лет
По случаю юбилея праздничный номер «Пионерки» выйдет в новом формате. Впервые на страницах газеты можно будет увидеть фотографии 20-х годов, когда она только делала первые шаги, а также прочитать страницы из дневника ее первого редактора. О том, какой была «Пионерская правда» 90 лет назад и какой стала сейчас, мы беседуем с редактором газеты по Северо-Западу и Петербургу Татьяной КУДРЯВЦЕВОЙ.
— Татьяна, о чем писала «Пионерская правда» 90 лет назад?
— Темы были разные. Самым первым редактором «Пионерской правды» был Михаил Стремяков. Это был совершенно замечательный молодой человек, родом из Питера. Ему было всего 22 года. В первом номере «Пионерской правды» на первой полосе можно увидеть фотографии ребят, которые стояли у истоков газеты: молодые люди в буденовках и длинных шинелях. У Михаила Стремякова, кстати, очень интересная судьба. Он потом работал в «Комсомольской правде», был репрессирован. Когда его выпустили в 1941 году, он сразу ушел добровольцем на фронт. Прошел всю войну. А после войны снова работал журналистом.
Стремяков сумел создать тон чистой души, который так и остался в газете.
— Задам вопрос, который, надеюсь, вас не обидит. Какое влияние на газету оказывали Ленин и Сталин и как «Пионерская правда» освещала события тех лет?
— Вы знаете, я просматривала подшивки газет тех лет, и мне сразу бросилось в глаза, что цвет газеты почему-то был темнее. Оказалось, это потому, что на ее страницах было много черного шрифта, так как публиковалась череда разных постановлений и распоряжений. И даже тогда «Пионерская правда» оставалась таким уголком импрессионизма среди всеобщей вакханалии. Например, в 1937 году в разгар сталинских репрессий в ней печатается письмо Максима Горького к внучке. И оно совершенно шло вразрез со временем, так как было абсолютно лишено политики, очень детское и душевное. Разумеется, время присутствует на страницах газеты, но незримо, как тень…
Листая «Пионерскую правду», я увидела, что в начале войны на ее страницах печатались стихи юнкора Лени Дербенева — знаменитого ныне поэта-песенника. В другом номере, уже послевоенном, прочитала заметку о том, что состоялся съезд кинематографистов, на котором выступал пионер Ролан Быков, впоследствии великий режиссер. С «Пионерской правдой» сотрудничали многие писатели. Например, на ее страницах впервые был напечатан роман Вениамина Каверина «Два капитана». Я как-то брала интервью у академика Жореса Алфёрова, и он мне сказал, что девизом его детства был девиз героя этого романа Сани Григорьева, впитанный им из «Пионерской правды»: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».
Газета изменилась, но осталась по-прежнему задиристой, как ее первые корреспонденты и читатели.
А еще с «Пионерской правдой» связана история, которая произошла в годы войны. Маленький мальчик был эвакуирован из блокадного Ленинграда на Урал. Там он написал свой первый рассказ, послал его в газету и долго ждал ответа. Самое удивительное, что ответ из редакции все же дошел до него, несмотря на войну. Через все фронты. Ребенок был счастлив, что ему пришел ответ из самой «Пионерской правды». А потом он вырос и стал Андреем Павловичем Петровым. Замечательным композитором.
— Не возникало желания поменять название газеты?
— Оставить название «Пионерская правда» нас попросили сами ребята, потому что в 90-е годы появлялось много разных изданий. И наши читатели просто забросали нас письмами с просьбой ничего не менять, чтобы нас не потерять. Кстати, меня очень часто спрашивают: если мы оставили за собой название «Пионерская правда», то мы что — «красные»? А я всегда отвечаю, что наша газета не красная, не желтая и даже не белая. Она разноцветная по отношению к ребенку. Потому что ребенок и есть главный герой и главный движитель «Пионерской правды».
— Татьяна, правда ли, что вашу газету сегодня нельзя нигде купить?
— «Пионерская правда» распространяется только по подписке. Продажу газеты сегодня наладить сложно. Нужны очень большие деньги. А мы совершенно некоммерческое издание. Мы — газета людей, бесконечно преданных детству. И это не пустые слова. Когда в 90-е годы мы не получали зарплату (а, собственно говоря, у нас и сейчас не очень густо с деньгами), наш главный редактор Ольга Игоревна Грекова предложила помочь одной семье. Она откуда-то узнала, что в глухой деревне в Новгородской области живет семья, где девять детей. И на них свалилась беда — они потеряли кормильца.
Тогда Ольга Игоревна бросает клич, и все сотрудники «Пионерки» собирают посылку этим детям. Кто еду, кто одежду… Потом она договаривается с железной дорогой, чтобы довезти эту посылку в Новгород. Потом находит возницу с лошадью, которая доставит посылку от «Пионерской правды» в деревню...
Мне очень приятно, что, когда я сегодня кому-то говорю, что работаю в «Пионерской правде», люди всегда вспоминают что-то хорошее.
— Татьяна, расскажите, какой праздничный номер «Пионерки» вы подготовили к 6 марта.
— Обычно по такому случаю мы всегда придумываем что-то особенное. В честь 80-летия мы составили детские вопросы от разных поколений и адресовали их директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому. Эти вопросы, кстати, мы не придумали, а взяли из нашей газеты. Например, мальчик в 20-х годах прошлого века спрашивал, может ли книга считаться хорошим подарком, так как родители считают, что чтение — это бесполезное занятие. А вот девочку из 2000-х годов волнует другая проблема. Она спрашивает, за какие деньги можно купить Эрмитаж. Кстати, это письмо пришло в редакцию с Рублевки.
В этом году в праздничном номере мы напечатаем фрагменты из дневника Михаила Стремякова — первого редактора «Пионерской правды». А еще мы придумали: все материалы будут сопровождаться детскими портретами журналистов «Пионерки». Я, например, на этом фото в белом переднике, в пионерском галстуке и с косичками. Такая, какой была в четвертом классе.
— А вы читали тогда «Пионерскую правду»?
— Конечно.
Метки: СМИ Памятная дата
Важно: Правила перепоста материалов