Газета выходит с октября 1917 года Saturday 25 января 2025

«Письма собирать, реестры чинить, листы перемечивать»

10 марта архивисты России отмечают профессиональный праздник — День архивов

Накануне даты «Вечерний Петербург» выяснил, с какими запросами чаще всего обращаются петербуржцы к архивистам и какой из архивов — самый востребованный в городе.

Телефонные справочники Ленинграда — подспорье в поисках старых адресов

Актуариусов учредил Петр Первый

День архивов — праздник ведомственный. В 2003 году его учредили сами российские архивисты, выбрав датой 10 марта, или 28 февраля по старому стилю. В этот день в 1720 году был опубликован подписанный Петром Первым «Генеральный регламент, или Устав» — первый правовой акт, узаконивший основы архивного дела в стране. Петр ввел во всех органах власти должность актуариуса (архивариуса), которому надлежало «письма прилежно собирать, оным реестры чинить, листы перемечивать».

«Актуариусы» нашего дня трудятся по Закону «Об архивном деле в РФ». В Петербурге — в двух федеральных архивах (историческом и Военно-Морского Флота), в семи городских и в многочисленных ведомственных. Самый востребованный из петербургских государственных архивов — архив документов по личному составу.

Следы приватизации

Самое трудное для поиска — архивы предприятий Ленинграда, ликвидированных или приватизированных в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Эти годы архивисты называют «провальными».

В Архивном комитете поясняют: ликвидируясь, госорганизации обязаны сдавать на госхранение документы по личному составу. Частные, коммерческие, не имеющие участия государства в учредителях — те имеют право передачи, но не обязанность. К тому же им следует оплатить «входной билет» за хранение — в отличие от госпредприятий, которым стеллажи предоставляются бесплатно. Понятно, что частники и фирмы-однодневки, этот скоротечный продукт эпохи переходной экономики, передачей документации в архивы себя не утруждали.

— Документы находили на помойках, — вспоминает Ольга Попутнева о том, как сотрудники госархивов спасали личные дела сотрудников, выброшенные новыми владельцами приватизированных предприятий. 

В целую детективную историю вылился поиск документов 1-го таксомоторного объединения — исторического таксопарка на Конюшенной площади. Архивистам пришлось буквально объявлять охоту за новым владельцем: фирмой, взявшей себе имя возницы Ахилла, — «Автомедон». Документы вытянули из него в таком состоянии, будто они пережили не одну Троянскую войну.

А случается так, что предприятие и не исчезало — не трансформировалось в ОАО «Шараш-Монтаж», оставаясь прежним «Главленсевзапрыбомясотрестом». Однако минимизировалось до размеров одного кабинета — прочие площади сдавая в аренду. Внешне оно преобразилось в бизнес-центр под неоновой вывеской: там и офисы, и боулинг, и ВИП-сауна. Работнику прежнего госпредприятия и в голову не придет пойти в этот пафосный БЦ разыскивать свое личное дело. Между тем, еще сидит в оставшемся единственном кабинете сотрудник, хранит документы о заработной плате. В Архивном комитете подскажут, жива ли «Главрыба» и как найти подход к ее сотруднику.

Места на стеллажах госпредприятиям предоставляются бесплатно

Запросы петербуржцев

О том, что мы ищем в архивах, более всех осведомлена Ольга Попутнева — ведущий специалист Архивного комитета Санкт-Петербурга, профессиональный историк. Ежедневно по рабочим дням (кроме среды) Ольга Валентиновна отвечает гражданам и организациям на вопросы о местах хранения нужных им архивных документов. Соответственно, в дни работы консультационной службы по телефону 271-40-28 обрушивается шквал звонков.

— Большинство запросов носит социально-правовой характер, — рассказывает Ольга Валентиновна. — Например, людям требуется знать, где искать данные о том, что они находились в Ленинграде в период блокады. Также справки нужны людям для подтверждения трудового стажа и заработной платы при оформлении пенсий, звания «Ветеран труда» — они ищут архивы своих предприятий.

Смотрим последние обращения: звонил человек, ищет подтверждение, что его отец воевал на Ленинградском фронте, был ранен, попал в плен, был успешно вылечен в немецком госпитале в Пушкине, а далее отправлен в концлагерь. Для чего розыски? Сыну нужны сведения о ранении отца для оформления льгот.

— Архивов немецких госпиталей у нас нет, — обсуждает Ольга Попутнева путь поиска данных. — Однако в архиве Санкт-Петербурга на Варфоломеевской частично что-то может найтись. Там есть документы городской Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. В ряду этих документов — так называемые трофейные фонды немцев. Очень обрывочные. Там могут найтись и данные по госпиталям. Фонды в открытом доступе: сыну подсказано, куда обращаться.

По мнению корреспондента «ВП», это уже сюжет для отличного документального фильма, если не для романа. Для специалиста архивного комитета — один из звонков из потока ежедневных, в котором их от 60 до 80 и большинство — задачки на эрудицию.

Ольга Попутнева, сотрудник Архивного комитета, принимает шквал звонков по номеру 271-40-28

Срок хранения — 75 лет

Предприятия хранят личные документы сотрудников до той поры, пока они сами существуют. Ликвидируясь, передают их на хранение в Центральный государственный архив документов по личному составу ликвидированных государственных предприятий, учреждений и организаций Санкт-Петербурга. Он расположен на Днепропетровской улице.

— Наш архив существует с 1999 года. В этом здании мы с 2004 года, — рассказывает директор архива Лидия ЛЕГКАЯ. — Первым сюда поступил фонд Балтийского морского пароходства и сразу занял одну треть хранилища. Всего у нас 1730 фондов — по числу предприятий. В них 939 тысяч единиц хранения.

Лидия Сергеевна перечисляет самые крупные фонды: в их названиях — история исчезнувшей ленинградской промышленности. Станкостроительный завод им. Свердлова — закрыт, заводоуправление переделано в бизнес-центр «Феникс».  Мясокомбинат им. Кирова — позднее ОАО «Самсон» — территория отдана под жилищную застройку. Объединение «Красный треугольник» — офисы и креативное пространство. Предприятия численностью работников намного меньше, но тоже замещенные бизнес-центрами: например, фабрика клавишных «Красный Октябрь» на 8-й линии Васильевского острова, фабрика народных музыкальных (щипковых) инструментов на улице Чапаева, 15.

Машиностроение, швейная промышленность, кожевенные комбинаты, хлебозаводы — всем их бывшим работникам сюда, на Днепропетровскую. 70 сотрудников-архивистов обрабатывают за год более 20 тысяч запросов. Есть архивисты, которые пришли сюда вместе с архивами своих предприятий.

— Например, Тамара Александровна Виноградова сдавала нам архив своего ликвидированного предприятия, знаменитого Ленинградского завода художественного стекла, и так и осталась здесь работать, — говорит Лидия Легкая о судьбах сотрудников архива.

Так выглядят коробки с личными делами

Бабеля, Бебеля или Кагановича этот «Треугольник»?

Бывает, обращение горожанина для подтверждения трудового стажа выглядит именно так: работал в цехе на предприятии то ли имени Кирова, то ли Молотова, то ли Кагановича — ездил туда на работу на трамвае такого-то маршрута. Предприятий имени Кирова в Ленинграде было четыре. Требуется уточнить маршрут Горэлектротранса, чтобы понять, куда ездил товарищ.

Или «работа на Бабеля» где-то в районе Суворовского проспекта. Можно даже не расспрашивать, стенографисткой или машинисткой трудилась звонящая у литератора. Никакого отношения автор «Одесских рассказов» Исаак Бабель не имеет к труду «Женщина и социализм» Августа Бебеля, вылившегося в производство дамских сумок на улице Моисеенко.

В общем, знаток города сразу поймет, кто стоит за звонком «Требуется вредность за треугольник» — математичка, замученная учениками, или труженица предприятия резинотехнических изделий «Красный треугольник», что располагалось на Обводном канале.

В личных делах — конфиденциальная информация

Что и как хранят?

В документы этого архива входят приказы по личному составу (по приему и увольнению работника), личные карточки Т-2 со всеми сведениями о работнике, счета по начислению зарплаты либо расчетно-платежные ведомости, табели учета рабочего времени, перечни вредных профессий на предприятии, акты о несчастных случаях на производстве — все, что необходимо для оформления пенсий и льгот. 

Полистать свое личное дело лично — практически невозможно, архив предоставляет только выписки по запросам, называемым социально-правовыми. Прямого доступа к документам нет. Архив оберегает конфиденциальность личной информации. Закон РФ налагает ограничения на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, — ограничения устанавливаются на срок 75 лет со дня создания этих документов.

Допустим, захочет некий бывший сотрудник бывшего Балтийского морского пароходства узнать наконец из своего личного дела, кто там на него и что именно доложил начальству по итогам загранрейса, в котором, как известно, спускаться вразвалочку на берег можно было исключительно в составе трех советских людей. Но — дела ему не покажут. И жене моряка — ей тоже не выдадут сведений о его похождениях.

Требования к заявителям: иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и ксерокопию трудовой книжки. Если за справками обращаются родственники и наследники, они должны подтверждать родство свидетельствами о рождении, о браке, о смерти.

Прием в архиве — все рабочие дни недели, кроме пятницы, с 9.00 до 16.00.

Телефоны: 572-12-57, 572-12-58.

↑ Наверх